Дизайн

«Дизайн для остальных 90% человечества» С выставки в Национальном музее дизайна Купер-Хьюитт в Нью-Йорке

По обилию «дизайнерского» продукта в мире (точнее, того, что чаще всего этим словом называют) вполне может сложиться впечатление, что рынок дизайна перенасыщен. Но если присмотреться, то под дизайном все чаще понимают такие красивые игрушки, которые вызывают минутный интерес, развлекают и по большому счету ни к чему не пригодны – разве что занять место в интерьере состоятельного буржуа. Еще говорят об эргономике в дизайне, подразумевая удобство, которое давно стало дополнительной, вполне «приставной» функцией к развлечению и удивлению, вызываемым вещью. Можно даже услышать рассуждения про слияние искусства и дизайна, но здесь открываются смысловые глубины, обычному человеку не нужные и не понятные.

Домик из серии "Сумасшедшие хижины"

Споры относительно того, чем дизайн являлся изначально – средством обеспечения малоимущих слоев населения качественным, массовым и недорогим продуктом или уделом избранных – сошли на нет. Большая часть модных товаров во всех секторах рынка предназначена для 10% обеспеченных граждан по всему миру, в основном же – в странах «золотого миллиарда». Эти 10%, как правило, имеют европейское образование, хорошо оплачиваемую работу и как раз меньше всего нуждаются в чем-то новом. Им не совладать и с тем, что уже произведено индустрией роскоши.
На выставке, организованной нью-йоркским Национальным музеем дизайна Купер-Хьюитт, речь идет именно о 90% человечества, выпавших из поля внимания знаменитых, да и большинства рядовых дизайнеров. О тех, кому приходится голодать в Африке, у кого нет крыши над головой, кто весьма приблизительно знает, что такое компьютер, и кому скорее всего никогда не обзавестись настоящим холодильником или автомобилем. К их услугам – работы весьма небольшого числа подвижников, остающихся безымянными — кто будет со страниц глянцевых журналов говорить о человеке, создавшем временный домик для беженцев?
Вот эти работы и стали главной темой выставки. Охлаждающая система, состоящая из пары керамических горшков. Велосипед со специальной приставкой, куда можно погрузить кучу ящиков либо еще двух пассажиров. Дешевый компьютер с нехитрым интерфейсом и набором программ, предназначенный специально для обучения детей в школе. Складные хижины из переработанных материалов, которые может позволить себе любой человек — такие особенно ценны в точках, где случились стихийные бедствия. Ряд моделей уже прошли испытания по всему миру, в том числе и в Новом Орлеане. На обозрение выставлены также домики, сколоченные добровольцами для бездомных. Фильтр для воды, позволяющий определить уровень ее загрязненности и пригодности для питья. Нехитрые оросительные приспособления для регионов, где часто случается засуха. Ножные водяные насосы, чтобы было сподручнее добывать воду из колодцев. Целые системы искусственных садов, позволяющих фермерам не только прокормить свою семью, но и вырастить дополнительный урожай для продажи на рынке.
Сама выставка примечательна тем, что оккупирует пространство не только самого музея, но и перед ним. Можно посмотреть не только фотографии всех вышеупомянутых устройств и приспособлений, то, как они используются в местах назначения (визуальный ряд весьма пронзительный, и некоторые из фотографий вполне могут претендовать на участие в конкурсе на лучшие репортажные кадры), но и испробовать их самим. Зайти в хижины и там улечься, к примеру. Они выставлены на лужайке перед зданием музея, и туда допускаются все желающие.

Грузовой велосипед Big Boda производства WorldBike

Пафос и значение выставки переоценить трудно. Выясняется, что 95% дизайнеров пытаются сконцентрировать свои усилия на том, чтобы развлечь 10% богатых людей на планете, потворствуя их вкусам и искусственно созданным потребностям в демонстрации статуса. На самом же деле, необходимы социальные подвижки, чтобы дизайн и все преимущества, с ним связанные (скажем, детям куда приятнее смотреть на зеленый компьютер, чем на черный), дошли до большей части населения планеты.
Чтобы увидеть, насколько жизненно необходимы изобретения и вещи, существенно улучшающие жизнь вокруг, нужно оказаться в Нью-Йорке до конца ноября этого года.

Отправить ответ

avatar
  Subscribe  
Notify of