Дизайн

Развитие или компенсация? Фольклорный центр Л.Г.Рюминой на улице Барклая

Мастерская Карена Сапричяна – давний творческий партнер архитектора А.Р.Асадова, руководителя архитектурной части проекта фольклорного центра. Когда в проект были приглашены художники и дизайнеры, уже выполнялись рабочие чертежи здания, но окончательная отделка еще не была решена. Художники и архитекторы совместно обсуждали колористику и орнамент входного «кокошника» — главного символа нового центра.
[thumb]/files/u11/216b3f7ee5b4786ca85e36fbcec1b87d.png[/thumb]
Реконструкция кинотеатра «Украина»
под размещение Московского культурного фольклорного центра под руководством Л.Г.Рюминой, ул.Барклая, д. 9/2.

Объект представляет собой бюджетную реконструкцию типового кинотеатра «Украина» 1960-х гг. Изменены высота, планировка, уклон старого зрительного зала. К нему со стороны улицы пристроено фойе с парадным «кокошником» нового малого зала над входом. Боковые фасады своим лаконичным оформлением оставляют за входным элементом главное слово. В целом, несмотря на бюджетную рачительность строителей, это довольно необычный объект, расположенный в ответственном месте у оживленного перекрестка.
Мастерская К.В.Сапричяна выполнила дизайн-проект в 2004 г.
По словам автора, задачей дизайнеров было уточнение и развитие архитектуры с помощью художественновыразительных средств, чтобы за счет цвета, ритма, живописных художественных приемов она смогла приобрести наиболее полное, полихромное звучание. Другая возможная интерпретация, хорошо известная из недавней истории – компенсация средствами искусства «недовершенного» архитектурой.
[thumb]/files/u11/4206739dc57295efa8b05be97fc06554.png[/thumb]
Классический витраж с подсветкой –
ядро интерьеров входной группы.

В экстерьере требовалось развить найденный архитекторами художественный образ «кокошника», создать яркое пятно, которое должно «держать» городское пространство. Поскольку роспись постоянно находится в тени и воспринимается большей частью против солнца – ей необходимо было придать запас яркости, что очень важно в нашей стране, которая на полгода погружается в сумерки.
Одновременно решался вопрос ночной подсветки, светильники предполагалось направить на светлые участки орнамента. По словам автора, в работе применялись традиционные, проверенные материалы. Единственным неожиданным ходом стала смальта – с настоящим золотым напылением. И она тоже рассчитана не только на дневной свет, но также на ночную подсветку. Это динамическое освещение, управляемое компьютерной программой, изменяющей внешний вид здания.
В классическом витраже (тоже с подсветкой), ставшем ядром интерьеров входной группы, несмотря на современный художественный язык, также применены традиционные технологии и материалы. Интерьеры фойе решены в сдержанных тонах, тогда как витраж сделан нарочито ярким, по славянским фольклорным мотивам, но в современной абстрактно-геометрической интерпретации.
Учитывая повышенную посещаемость комплекса, пол входной группы, помещений фойе 1-2-го этажей и балконов выполнен из натурального гранита.
Большой зал на 448 мест оформлен размеренной чередой крупных деревянных плоскостей. Встречные трапециевидные стеновые панели, наклоненные в сторону зала, и широкие полосы спускающихся к сцене панелей потолка организуют подобие огромной древесной пещеры. В оформлении занавеса большого зала продолжается тема витражного фольклорного орнамента, воспроизведенная на этот раз в сдержанных коричневатых тонах.
Большой зал центра относится к многоцелевым музыкальным залам, где наряду с фольклорными программами со специфическими вокально-оркестровыми исполнениями будут проходить и разнообразные эстрадные шоу программы.
Согласно акустическим расчетам звукоотражающий сценический портал выполнен в виде козырька из акустических плит «GUSTAFS», отделанных шпоном.
Остальная часть потолка и стены облицованы сочетающимися между собой звукоотражающими и звукопоглощающими панелями.
[thumb]/files/u11/d07512c08d71f30be48aa846feb591bf.png[/thumb]
Оформление малого зала, рассчитанного на 140 мест, отвечает форме полукруга, заданной входным кокошником. (Здесь мы возвращаемся к началу знакомства с объектом, только изнутри и уровнем выше, находясь над главным входом). Полукружие кокошника в интерьере зафиксировано дугами зрительских рядов. А его расписной лучевой орнамент повторяется в отделке потолка – на этот раз деревянными лучами акустических панелей, расходящихся от зависшей над сценой звезды.
Малый зал чаще будет использоваться в режиме «живого звука». Расчет акустики показал необходимость устройства большого козырька, начинающегося со сцены. Звукорассеивающая конструкция в форме лучей звезды изготовлена из тех же панелей, что и козырек. Все стены малого зала, за исключением задней перфорированной стены — звукоотражающие панели «GUSTAFS».
Шведские панели «GUSTAFS», по мнению К.В.Сапричяна — лучшее, что у нас есть. Они используются довольно широко и в данном случае удачно подошли по своим акустическим характеристикам. Это проверенные, экологически чистые изделия из дерева и гипса. Их использование позволяет решить комплекс задач: эстетических (светлый и темный залы); технических (создание качественной акустики, размещение различного оборудования); технологических (простота монтажа и удобство эксплуатации), а также проблемы пожарной безопасности и влагостойкости.
Подводя итоги знакомства с объектом, можно подчеркнуть, что в данном случае авторами оформления решена задача не единовременного создания архитектурно-художественного объекта, но, по их словам, наполнения пространства архитектуры художественными знаками и символами. Эту проблему, осложненную (или упрощенную?) условиями бюджетной реконструкции, дизайнеры решили с помощью локальных художественных средств, объединенных общей интерпретацией фольклорных мотивов.

Материал подготовила Лаура-Анна Гострем

Отправить ответ

avatar
  Subscribe  
Notify of