Без рубрики

Про100дом как индикатор состояния безбашенности?

С возра100м становишься о100рожным. Признаюсь, придумав сугубо концептуальный архитектурный конкурс в эпоху «констръюмеризма» (см. Колонку АИ в «АВ» 2007, №2), я не очень верил в его успех. Мы рисковали. Понятно, что жизненный мир молодого архитектора конца нулевых радикально отличается от мира начала 1980-х, на кои пришелся расцвет российской бумажной архитектуры. Способны ли мозги нынешнего выпускника архвуза, с первого дня требующего зарплату в несколько раз больше зарплаты его профессора, развернуться в сторону чистой архитектурной фантазии? Найдется ли достаточное для успешного конкурса количество таких безбашенных, кто готов потратить время на выдумывание не дома для определенного заказчика за определенные деньги, но некоего «дома вообще» с вознаграждением весьма вероятностным?
Поэтому мы и подбросили будущим участникам, предположительно неподнаторевшим в концептуальных играх, спасательный круг лингвистических ассоциаций. Возможность использования числа 100 в любых мыслимых формах и видах должна была помочь им доплыть до оформления своих идей в конкурсный проект.
[thumb]/files/u11/41156eafe196e09967e7c97c45adc04a.jpg[/thumb]
классификация проектов
В соответствии с «универсальной классификацией всего сущего», обнаруженной в середине прошлого века писателем А.Волосом на стенах почтового отделения казахского поселка Кенкияк («1. Делимые грузы. 2. Неделимые грузы. 3. Живые пчелы»), мы разделили 61 поступивший проект на три большие группы, где неделимым грузам соответствовали «реальные» дома (дома «сами по себе», или «дома как таковые» – их было всего больше, 28), делимым – дома «средовые» (заведомо предназначенные для вписывания в некий контекст, достройки-пристройки, взаимодействия со средой или ее формирования – таких набралось 11), а пчелам – все остальное (здесь обнаружились такие подклассы, как дома-анекдоты, математические дома, дома из воды/льда/водки, историософские дома, глобальные дома, денежные дома – в каждом от 2 до 5 проектов). Был и один проект-памфлет на тему про100дома начала XX в., исчезнувшего в начале XXI-го, не поддавшийся нашей классификации, что, безусловно, подтверждает ее полную правомочность.
первая премия
[thumb]/files/u11/6e2bed5c8fee880296506cfb38494a62.jpg[/thumb]
«Про100рный дом непро100го человека»
Евгения Галактионова, Александр Леонов, Глеб Витков, Светлана Васильева
(Москва)
Краткий комментарий жюри: По общему мнению, это просто самый красивый, самый убедительный и гуманистически ориентированный проект из всех представленных. Некоторые члены жюри немного попридирались к вызывающе большой консоли крыши – но в конце концов оставили свои сомнения, вспомнив о характере конкурса и праве авторов на некоторую конструктивную футурологичность…

механизм жюрения
Каждому из пяти членов жюри было роздано по четыре красных (денежные премии) и 10 желтых (поощрительные премии) стикеров. По общему числу наклеек и выделились те 17 проектов, которые вошли в наш шорт-лист: 7 домов «реальных», 5 «средовых», 2 «историософских» (выстроенных на пересечении культурных смыслов и архитектурных образов), один дом-анекдот, рассказывающий о простой человеческой жизни, один дом «математический» (архитектурная проекция логических процедур), и еще один – «денежный» (остроумное предложение по использованию фасадов зданий на сторублевой купюре).
Оставалось выбрать четырех лидеров, что и было сделано в ходе короткой дружеской дискуссии: количество наклеек на этих планшетах говорило само за себя.
вторая премия
[thumb]/files/u11/2f6a27e7cf6f703419e9917282e4a001.jpg[/thumb]
проект «ШЕАРИМ»
Леонид Ланцман
(Москва)
Краткий комментарий жюри: Тонкая, загадочная, философская работа – минимальными средствами автору удалось достичь ощущения настоящего архитектурного чуда. Контррельеф глубиной в полтора сантиметра оказался достаточен для выражения идей глубиной в несколько тысячелетий.

принципы отбора
Даже красивые проекты не попали в число публикуемых в журнале победителей, если они не содержали новых идей, повторяли уже известные образцы, или если в них не было ничего спроектировано. А некоторым проектам не хватило додуманности идеи, эффектного финального аккорда в ее развитии. Так, гипотетический проект, скомпилированный из двух конкурсных работ («100lichniy Russian House» в виде бутылки национального напитка и «Про сто домов», представлявшего своего рода систему расселения новорусского бизнесмена, купившего 100 домов в 100 странах мира), мог бы вполне претендовать на первое место – но авторы первого проекта ограничились просто образом «русского дома» как таковым, а второго – лишь точками на карте мира…
третьи премии
[thumb]/files/u11/1d24c8df2d5527b74eb5d3a03f044ea3.jpg[/thumb]
проект «Пу100й дом. Галерея современного искусства»
Ульяна Пургина
Юлия Арзамасова
(Челябинск)
Краткий комментарий жюри: Нас подкупила возможность заполнения дыр между стандартными многоэтажками подобными арт-пространствами, способными сменить знак городской пустоты с «минуса» на «плюс».

[thumb]/files/u11/51e7028ec930234b907b4808e5e2e03d.jpg[/thumb]
проект «Сотка»
Сергей Неботов
Елена Угловская
(Москва)
Краткий комментарий жюри: Проект-лидер самой относительно сильной «средовой группы». Комбинации шести базовых типов использования земли позволяют достичь плотности, экономности и определённой элегантности в использовании пригородного пространства даже при его шестисоточной нарезке. Единственный отмеченный жюри минус – одинаковость корпусов на перспективном рисунке. Глядя на план, все ждали разных фасадов, но потом сошлись на мысли, что при воплощении этой идеи в российской реальности разнообразие будет достигнуто без специальных проектных усилий.

Что же, про100дом оказался не так уж прост – все победившие проекты доказывают, как нам кажется, именно это.
поощрительные премии
[thumb]/files/u11/2f8ef7c03803d58cbf4e17ae3007dc46.jpg[/thumb]
проект «Про100 дом в кубе»
Кирилл Губернаторов
Александр«Сотка» Кудимов
Анна Булычева
(Москва)

P.S.
Наша лингвистическая «приманка» действительно помогла – вот только некоторые названия присланных работ:

100пудовый дом и 100личный дом,
и100к, водо100к и дом с ливне100ком,
все гениальное про100,
про100рный дом непро100го человека,
непро100й ре100ран для Сочи-2014,
дом 100 со100яний и 100 настроений,
100унхендж и и100бка,
пу100й дом и дом в 100роне,
про100р для 100льких и100рий,
дом-100лб и 100лпотворение,
100пка и 100тка,
неу100йчивый дом,
дом-о100в и дом-от100й,
100я для по100я, 100ватт, и т.д. и т.п.
[thumb]/files/u11/dbca6ee10b6d85fac9e3ca64039327aa.jpg[/thumb]
«Неу100йчивый дом»
Роман Леонидов
(Москва)

Ну а один из проектов был целиком посвящен изобретению архетипов про100дома; среди сотни придуманных автором названий встречались, помимо вышеназванных, дом куби100в и дом эксгибициони100в, дом Rolling 100nes и ла100чкино гнездо, дом Мефи100феля и дом на100ятеля, дом в Про100квашино и дом под ку100м, дом-100г и дом-100л… Ещё бы и нарисовать их поубедительней…
Однако не все очевидные ходы были проиграны. Странно, что, кроме родной 100личной, не были использованы другие мегабренды России (у меня руки чесались нарисовать «Музей-усадьбу великого русского писателя Тол100евского» – да было нельзя как члену жюри), и что только пара проектов основывалась на напрашивавшейся идее дома для 100 номеров журнала…
Впрочем, отрадно, что многие продвинулись дальше и выдали по-настоящему любопытные архитектурные (или архитектурно-лингвистические) результаты.
В итоге с радостью отмечаем: есть еще некоторый про100р для свободной архитектурной мысли в головах наших молодых архитекторов (а к этой группе, судя по всему, принадлежало большинство из участников конкурса).
[thumb]/files/u11/3e68385eb48ed7c0d50b9f4fbc9ad3b1.jpg[/thumb]
«Дом с ливне100ком»
Степан Титов
(Москва)

Поэтому – ВНИМАНИЕ СПОНСОРАМ! – мы начинаем подумывать о том, а не сделать ли подобный конкурс ежегодным. Вспомните о былой всемирной славе фирмы Shinkenshiku!
И еще одно дополнение: Ю.Рыбин, автор одного из проектов-лауреатов, в комментариях на сайте «АВ» предложил обратить внимание на слово «до100инство»: «Качество это весьма полезно архитекторам во взаимодействии с властями, заказчиками, подрядчиками, производителями программного продукта, коллегами и обществом». Полностью с ним согласен и надеюсь, что наш конкурс, хотя бы немного, поспособствовал укреплению достоинства архитектурной профессии.
Андрей Иванов

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о