Градостроительство

Тема года-2008: Townscape

Мы с вами – свидетели драматических изменений привычного городского ландшафта.
Известный географ Б.Родоман, чуткий к особенностям пространствопользования, отмечает: «Из-за автомашин тротуар изменяет свои функции, перестает быть средством продольного движения людей по улице. Теперь это средство поперечного движения от дверей автомобиля до дверей бутика или офиса. Ныне тротуар социально неоднороден. Его отрезки имеют разное качество в зависимости от статуса прилегающего учреждения: кое-где вымощены плиткой и даже устланы коврами (не для прохожих!), а кое-где – потрескавшийся асфальт. Такой тротуар и от снега убирается по-разному и в разное время; тем самым становится для пешехода полосой препятствий. Не говорю уже о захвате, застройке, приватизации, огораживании тротуаров, о выставлении на них охраны. Такие места пешеход должен обходить, выходя на проезжую часть. В малых городах и поселках тротуары вовсе разрушены, поскольку не нужны хозяевам этих мест. В России отмирают те сферы обслуживания, которыми не пользуется начальство. Тротуары отмирают вместе с населением».
[thumb]/files/u11/cb27824045454af7da0a83d670d7da83.jpg[/thumb]
Гронинген, Голландия. Вид главной площади и городской ратуши
с соборной колокольни. Фото А.Иванова, 2005 г.
Groningen, the Netherlands. View of Grote Markt from the Martini Tower (Cathedral’s bell tower), city hall in the middle. Photo by A.Ivanov, 2005.

Почти так же быстро преобразуются привычные городские панорамы и силуэты: московский Сити, отдаленный от Кремля на несколько километров, уже виден из множества мест центра города; больше года идет острая дискуссия о возможности появления в «горизонтальном» Петербурге 400-метровой газпромовской башни; в еще недавно тихом Суздале «явно заметны угрожающие перемены в исторической среде центральной части города и его окрестностей (уникального Суздальского “ополья”)»…
Между тем кое-где случаются и позитивные перемены. В таких разных местах, как Богота, Сеул или Париж, мэры проводят политику освобождения центральных улиц (не тротуаров!) от автомобилей и превращения их в парки, бульвары, зоны пешеходного и велосипедного движения, веря, что «изменение cпособа использования улиц делает горожан счастливее», в Лондоне реализуется принятая в 2002 г. программа создания 100 общественных пространств, на одной из центральных площадей Берлина засыпается транспортный туннель в пользу пешеходов (см. материал по Брайтшайдплатц в интервью К.Лангхофа в этом номере «АВ» – ср. с известным проектом строительства туннеля на московской Пушкинской пл.) – социально ответственное градостроительство становится общемировым трендом.
[thumb]/files/u11/5b7871addbcd31ee2e35e8d5f081c9a4.jpg[/thumb]
Район Дарб Ал-Ахмар, расположенный вблизи средневековой Цитадели Салах ад-Дина – один из самых живописных в старом Каире. В последние годы большинство исторических зданий модернизировано.
Фото Т.Фезера.
Situated close to the medieval wall of Salahuddin, Darb Al-Ahmar is undoubtedly the most popular area in old Cairo. Most of the historical buildings as well as residents’ houses have been renovated during the last few years. Photo by Th.Veser.

Соответственно международный профессиональный дискурс все больше центрируется на проблематике городского ландшафта. Вслед за не справившейся с ней «Арх-Москвой-2007» (это беда не столько выставки, сколько самой Москвы и России, получившей недавно показательный 172-й ранг среди 178 анализировавшихся стран по т.н. индексу Happy Planet, учитывающему одновременно уровни человеческого благосостояния и качества среды) ею займется XI венецианская биеннале, куратор которой Аарон Бецки выбрал девиз «Вокруг. Архитектура вне здания».
[thumb]/files/u11/e7756cbc7895b755797f778337f5832a.jpg[/thumb]
Форт Балтит – бывшая резиденция эмира Хунзы в пакистанских Гималаях на Каракорумском пути в Китай. Дворец реставрирован на средства Ага Хана и превращен в исторический музей. Фото Т.Фезера.
Fort Baltit was in former times the residence of the King of Hunza, a valley in the Pakistani Himalaya on the Karakorum-Route leading to China. Now the palace has been renovated by the Aga Khan Development Network and serves as a historical museum. Photo by Th.Veser.

Насколько разнообразен городской ландшафт наших городов?
Ведет ли актуальная архитектурно-градостроительная деятельность к сохранению или нивелированию этого разнообразия?
Каковы экономические, экологические и социальные требования к организации городских публичных пространств?
Как участвуют жители в формировании своего ближайшего окружения?
Как выживают остатки природы в современном мегаполисе?
Можно ли сочетать развитие города с сохранением исторически ценных мест, видов и пейзажей?
Что происходит с городскими общественными площадями, парками, зонами отдыха, какой жизнью они сегодня наполнены?
Как рождаются, сосуществуют и сменяются друг другом места и не-места?
Что делается у подножия новых и старых городских зданий – велики ли лужи после дождя, удобны (и есть ли вообще) скамейки, где находит (и находит ли) себе место уличный музыкант?
Существуют ли, наконец, в наших городах островки доступной и комфортной среды?
Мы попытаемся ответить хотя бы на некоторые из этих вопросов в публикациях своей новой темы года – Townscape.
А для начала предложим тезис:
Публичное пространство – это место, где собираются люди и где им полезно и интересно быть вместе.
В течение года мы будем иллюстрировать эту мысль, в том числе, эксклюзивными фотографиями немецкого журналиста Томаса Фезера (Thomas Veser), автора текста первой на русском языке книги о Всемирном наследии.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о