Дизайн

Блеск стекла. Рестайлинг экспозиции в Егорьевске.

Сейчас много говорят о реформах и обновлениях в крупнейших музеях страны: в Русском музее организуют дискотеки, ГМИИ им. Пушкина превращается в рекреационный квартал, в коллекцию Эрмитажа планируют включить современное искусство, однако новостей из малых городов практически не слыхать, тамошние музеи в большинстве своем застыли в советском анабиозе. В этом контексте историко-художественный музей подмосковного г.Егорьевска поражает своей активностью. В мае прошлого года здесь открылась обновленная экспозиция старинного стекла, и это уже второе обновление для музея за последние семнадцать лет.

[thumb]/files/u11/81055fae5f60c44fab97c6d0f1ec9b89.jpg[/thumb]

Но все по порядку. Музей занимает бывший дом купцов Никитиных, построенный в начале ХХ века. Двухэтажное оштукатуренное неоклассицистическое здание изначально задумывалось как «дом с лавками», но в советское время оно было приспособлено под детский сад, пока в 90-е годы, наконец, не было передано историко-художественному музею (сам музей основан в конце ХIХ века). Тогда-то для реконструкции здания под функции музея был приглашен академик Е.А.Розенблюм, превративший первый этаж в просторный вестибюль, из которого парадная двухмаршевая лестница ведет на второй этаж к началу экспозиции. Учитывая содержание музейной коллекции – старообрядческие иконы (Егорьевск исстари был старообрядческим городком), книги, предметы быта, а также одно из самых полных собраний стекла XVII-XX вв. – автор решил поместить экспонаты в родную среду купеческого города. В результате были созданы росписи в псевдорусском стиле, с использованием орнаментов с фронтисписов старообрядческих книг. Тем самым экспозиция и выставочное пространство обрели целостность, столь не характерную для музеев, занимающих не профильные экспозиционные пространства.
Новый виток развития был связан со стремлением музейного руководства соответствовать современной тенденции подачи искусства, основанной на предоставлении посетителям возможности взаимодействия с экспонатами. Для эксперимента была выбрана важнейшая часть коллекции – антикварное стекло, которое решили представить в новом интерактивном свете.
Основной целью, стоящей перед дизайнером-экспозиционером, стало создание среды, в которой внимание посетителей сосредотачивалось бы на выставочных экспонатах. Человеку, как известно, свойственно осваивать и запоминать предметы через некое действие с ними, однако музейные правила сохранения коллекции не позволяют делать этот контакт физическим. Автор новой концепции «Феерия света» Антон Кочуркин предложил создать некий свето-звуковой «аквариум». Надо сказать, это не первая его музейная работа, уже реализованы проекты для археологической экспозиции в Сургуте и одного из залов московского Музея питания.
Главным элементом дизайна для егорьевского музея стал интерактивный свет, работающий как на основе датчиков движения, так и с пульта управления, установленного в зале стекла и доступного посетителям. Он позволяет дистанционно воздействовать на отдельные, особо заинтересовавшие предметы, как бы потрогать их лучом света. Можно сказать, что свет и стекло созданы друг для друга, форма и фактура стеклянных объектов наилучшим образом считываются с помощью бликов и отсветов. Импульсивные вспышки света на отражающих поверхностях фиксируют форму предмета в человеческом глазу, и чем изменчивее свет, тем более полное впечатление мы получаем о нем. Реализация проекта стала возможной благодаря победе в грантовом конкурсе фонда Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире».

[thumb]/files/u11/322f73c3bb6a7a556e042750e8c82b2a.jpg[/thumb]

Нововведения минимально изменили концепцию Розенблюма: изначально представленные в нескольких витринах-«кристаллах» в форме октаэдра экспонаты оказались собранными в одну репрезентативную витрину длиной 10 м и шириной 80 см. По вертикали она разделена на прозрачную центральную часть с глухими нижним и верхним фризами, в которых устанавливается световое, звуковое и компьютерное оборудование. В центральной части на разноуровневых подиумах расположено 108 экспонатов, разбитых на 10 тематических групп. Внутри этого единого пространства создан особый светово-звуковой фон, реагирующий на движения посетителей зала. При выполнении технической стороны проекта важно было учесть, что экспонаты не терпят нагрева, и необходимо подбирать «холодные» лампы. Оборудование и инженерное решение обеспечила компания «Свет Звук Консалтинг». Были использованы как галогеновые, так и диодные источники света с автоматизированным управлением. Наложение разных типов света создает разносторонние эффекты на стекле. Галогеновое даёт общую подсветку, диодное в силу своей концентрации выделяет конкретные экспонаты, тем самым позволяя увидеть изделие в разных тонах и бликах. Благодаря соединению световых приборов с датчиками движения, посетитель, подходя к витрине, становится непосредственным участником предлагаемого экспозиционного сюжета – свет движется за ним и замирает вместе с наблюдателем. Одновременно меняется звуковое сопровождение.
Управление светом основано на компьютерном программировании. Для этого было разработано несколько алгоритмов и программ, выведенных перед витриной на сенсорный экран, в виде 4-х программ световых режимов: «Основной», «Викторина», «Автономный», «Специальный» (автор предпочитает называть последний феерией). При включении «Основного» режима стеклянные предметы освещаются спокойным светом узкофокусных галогеновых ламп, цвет меняется с едва заметным переходом, позволяя рассматривать предметы при стабильном комфортном освещении. Выбрав «Викторину», посетитель становится участником интеллектуальной игры, получая расширенную информацию о представленных предметах – при выборе вопроса нижние светодиоды точечно подсвечивают стеклянные предметы в соответствии с ответом. В «Автономном» режиме свет изменяется, получая сигнал от датчиков движения, реагируя на движение посетителя. Встроенные в нижний подиум диодные светильники и галогеновые – в верхней части, получают сигнал с датчиков движения, которые в свою очередь реагируют на активность посетителей. Звуковые приборы увеличивают громкость в зоне получения сигнала от датчика, дополняя концентрацию внимания зрителя. Свет следует за посетителем, освещая в витрине разным цветом только ту часть экспозиции, на которую направлен его интерес. При «Феерии» в процесс подсветки включаются большие крутящиеся прожектора, так называемые приборы интеллектуального освещения, установленные наверху. Причем все источники изменяют цветность. Эта программа выявляет максимальное количество декоративных эффектов при взаимодействии стекла и света.

Таким образом, интерактивный свет не только адаптирует выставку к восприятию современного посетителя, привыкшего в повседневности к считыванию текстов и иллюстративного материала со световых экранов компьютеров и телевизоров. В данном случае он помогает выявить эстетическую привлекательность экспонатов, одновременно структурируя информацию о них. Что важно для музея ХХI века, являющегося, как правило, не просто местом развлечения, но центром образования, представляющим визуальный ряд подлинников и позволяющим по-разному «общаться» с ними. Что в свою очередь может повлиять и на рост привлекательности города в глазах туристов.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о