Без рубрики

Роменвилль: сигнал SOS

Во Франции редко раздаются сигналы SOS, призванные обратить внимание общественности на судьбы архитектурного наследия. С охраной памятников там дело обстоит лучше, чем где бы то ни было. Однако и у них случается.
В августе в Роменвилле, расположенном к северо-востоку от Парижа, произошел демонтаж части 200-метровой шумозащитной стены вдоль автострады А3, включая половину въездного портала, датированной 1992 г. и принадлежащей Г.Файфу (см.: АВ, 2002, №4). Именно в этом месте должна пройти новая автострада, перерезающая А3.
Как известно, на Западе любая инвестиционная программы, затрагивающая интересы жителей, проходит предварительную обкатку, социальную адаптацию. Бывает, подобные демократические процедуры оказываются губительными для тех или иных проектов. В данном случае без публичных слушаний не обошлось, однако семье Гарри об этом вовремя никто не сообщил – проживают-то они кто в Париже, кто в Сент-Уэн, а кто в Женеве. Так что о социокультурной, художественно-эстетической и морально-этической стороне дела задумываться было некому. В конце августа его вдове, Симоне, позвонил кто-то из друзей, проезжавших мимо Роменвилля, и сообщил о случившемся.
С.Файф предпринимает отчаянные шаги. Уже собраны письменные отклики на происходящее уважаемых специалистов – историков архитектуры Ж.-Л.Коэна, Ш.Х. Солоу, Ж.-К.Маркаде, охранителей Ф.Барре и Д.Пейере, ответственного в 1990-е гг. за городские программы, в том числе и возведение шумозащитной стены, Л.Говеховича. Приходится ездить на поклон к нынешнему муниципальному начальству, разъяснять и доказывать.
Речь идет не только о консервации и сохранении оставшейся части, но и о восстановлении утраченного. На необходимость этого в один голос указывают все вышеперечисленные доброжелатели, подчеркивая исключительную ценность данного сооружения как редкого примера служения современного искусства повседневности, синтеза техники, архитектуры и урбанизма, городской скульптуры, совмещающей структурность и поэтичность, ставшей символом места, продолжающей супрематистско-конструктивистскую традицию. Ж.-Л.Коэн подчеркивает опасность утраты таунскейпом Парижа уникального ансамбля, а Ф.Барре указывает на факт нарушения авторского права (что общего имеет оставшийся обрубок с авторским произведением?). От себя добавлю: это, бесспорно, одна из наиболее характерных работ Гарри, воплотившая ключевые интенции его творчества – технологичность и конструктивность кинетизма, доступность его языка обычным людям, социальную ангажированность и совмещение внутри себя различных масштабов – от ландшафтно-дизайнерского до градостроительного.
Казалось бы, главная проблема в том, что произведению Г.Файфа – всего чуть больше полутора десятилетий от роду. Вроде как в перечень охраняемых государством памятников его пока не занесешь – однако это в соответствии с российскими представлениями, с нашей практикой 40-летней неукоснительной «выдержки» при назначении в памятники. С французской же охранительной системой все иначе – там временной лаг жестко не оговорен, есть прецеденты, когда статус памятника обретали значимые модернистские объекты, вчерашние новостройки – в результате общественного консенсуса *. Французы понимают, что законодательство, даже самое совершенное, не в состоянии предусмотреть всю множественность возникающих ситуаций…
Дмитрий Фесенко

*Редакция выражает искреннюю благодарность заместителю ген.директора ЦИГИ Б.Е.Пастернаку за консультативную поддержку.

«Кевин Линч, пионер американских исследований городского ландшафта, несколько десятилетий назад в своей книге «The view from the rоad» заметил, что автострады могут стать источником новых архитектурных форм. Симптомов этого пока не так много. Одним из примеров воплощения этого пророчества можно считать проект Г.Файфа в рамках программы Sodedat 93, который отличает инновационность – архитектурная и урбанистическая».
Ж.-Л.Коэн, профессор Института искусств в Нью-Йорке
Ш.Х.Солоу, профессор того же Университета

«Властям необходимо дать знать, что скульптуры Г.Файфа наследуют двум важнейшим художественным течениям ХХ в. – конструктивизму и супрематизму, а сам Гарри совмещает в одном лице фигуры инженера и художника-концептуалиста».
Ж.-К.Маркаде, директор исследовательского центра Института современного искусства, Сорбонна, Париж

«Эта городская скульптура… символизирует защищенность, гостеприимность (служа одновременно воротами в город) и креативность,.. она совмещает в себе структурность и поэзию, вне всякого сомнения, принадлежа сфере искусства».
Ф.Барре, бывший президент Центра Помпиду

«Шумозащитная стена в Роменвилле – это одновременно продукт техники, архитектуры и урбанизма,.. это произведение искусства, несущее внутри себя месседж открытости и радушия, ставшее знаковым объектом территории, символом доброжелательности».
Д.Пейере, главный специалист по наследию Французского института архитектуры

«Демонтаж Произведения Архитектора и Скульптора с международным именем представляется акцией более чем значимой, которая может быть оправдана лишь общественной сверхнеобходимостью, после проведения всех возможных изысканий альтернативных вариантов… Необходимо срочно законсервировать оставшуюся часть стены с последующим восстановлением утраченного участка».
Л.Говехович, бывший ответственный за городские программы в Мэрии Роменвилля

Шумозащитная стена вдоль магистрали А3 в районе Роменвилля, Иль де Франс. 1992 г. Архит. Г.Файф.
Половина портала и несколько секций стены утрачены в августе 2008 г. Технократический подход, бывает, возобладает и у них.

[thumb]/files/u2/90d7f4ae5a7dcbcb9ee31d3093685718.jpg[/thumb]

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о