Архитектура

Новому искусству – новую оболочку. Три концепта Юрия Аввакумова

Посмотреть можно, потрогать нельзя
Проект Галереи «Утопия» по Лукову переулку, к которому «АВ» обращался еще в 1995 г. (АВ, 1995, №1, с.40-43), являет собой простое, но весьма элегантное решение экспозиционного зала для современного искусства, предложенное Ю.Аввакумовым и Г.Солоповым. Выставочное пространство организуется в разрыве между жилыми зданиями XIX века в центре Москвы, в районе Сретенки. Расстояние между домами чуть более 3,5 м, глубина – около 11. В основе идеи – Х-образная экспозиционная лестница, которая сверху донизу рассекает пространство между поперечными стенами-диафрагмами. Прецедентом подобного решения может служить открытая лестница К.Мельникова, перерезающая по диагонали двухэтажное здание Парижского павильона. Избавившись от поэтажных плит перекрытий и нагромождения дополнительных лестниц (эвакуационная лестница разместилась в дворовой части здания, а пятимаршевая пожарная – по манхэттенскому примеру была вынесена на главный фасад), удалось получить 200 кв.м экспозиционной площади.
В современных музейных проектах особое внимание уделяется сценарию внутреннего пространства, который, как правило, предполагает реорганизацию исторически сложившейся структуры музея с его четкой экспозиционной логикой, определявшей движение посетителей и расположение экспонатов. Галерея «Утопия» перекликается с музеем Гуггенхайма в Нью-Йорке Ф.Л.Райта, где осмотр полотен происходит по ходу движения вниз по пандусу. У Ю.Аввакумова посетитель поднимается по лестнице. Экспозиционной площадью служат оштукатуренные брандмауэры соседних домов, где свободно размещены экспонаты. При этом максимальное удаление зрителя от картины не превышает 1,2 метра. Ознакомиться с экспозицией можно, прикоснуться – нельзя.

[thumb]/files/u11/7522b93dd93e3ee97cdca718046d53b8.jpg[/thumb]
Проект Галереи Фонда авангардного искусства «Утопия»
в Луковом пер. в Москве. 1994 г.
Фото с макета

Наращивая экспоплощади
Другая версия музейного пространства получает развитие в проекте павильона «Парка Биеннале» в Абу-Даби (см. АВ, 2007, №4, с.207). Грандиозный проект создания центра современного искусства в столице Арабских Эмиратов предполагает строительство культурного комплекса на острове Саадиат. По замыслу, здесь должны появиться четыре музея: «Гуггенхайм Абу-Даби» – Музей современного искусства Ф.Гери, Центр театрального искусства З.Хадид, Музей классического искусства Ж.Нувеля и Морской музей Т.Андо. Помимо этого планируется разбить вдоль искусственного канала «Биеннале-парк» из 19 выставочных павильонов. Проектировать павильон №1 куратор центра Гуггенхайм Т.Кренц пригласил Ю.Аввакумова.
Совместно с Андреем Савиным им было разработан проект выставочного павильона. Здание, вписанное в отведенные границы участка, в плане представляет собой пятиугольник с расходящимися из центра лучами, напоминая кисть руки или пальмовый лист. Самое длинное крыло выходит на набережную, оказываясь фронтально к ней развернутым. В восточном направлении рельеф повышается, ему следуют остальные лучи павильона. Не доходя до границы участка, они обрываются, продолжаясь уже консольными выносами, нависая над изломом шестигранных стен-витрин.
Авторы исходили из того, что современный музей – это открытое вовне учреждение. Современные технологические возможности позволяют связать искусство с повседневностью, открыть музей внешнему миру благодаря дематериализации его стен. Еще одна деталь: объем здания имеет завершение в виде трехгранной пирамиды, в вершине которой предполагается поместить камеру обскура.
Нетрадиционна логика развития экспозиционного пространства. Вместо диагональных ходов, характерных для Галереи «Утопия», здесь появляются острые углы с вытянутыми двухъярусными коридорами. Восточная часть занята техническими и офисными помещениями, в крыле, выходящем на набережную, расположены кафе и магазины, три средних крыла предназначены собственно под экспозицию. Все пять лучей сходятся в центральном зале.
Экономическая составляющая проекта заключается в том, что если бы на отведенном участке 30х40 м было построено прямоугольное здание, то метраж повесочной площади не превысил бы 140 кв.м. При этом здание длиной 30-40 м пришлось бы членить перегородками. Угловая модель позволяет увеличить экспозиционную площадь вдвое (почти до 250 кв.м), дробя пространство на небольшие уютные галереи.
Среди исторических прецедентов Ю.Аввакумов называет театр Олимпико А.Палладио и Клуб имени Русакова К.Мельникова. К творческому опыту последнего он обращается и в проекте Музея органической культуры в Коломне.

[thumb]/files/u11/3a0b228b6473603034fdb9c17be7b888.jpg[/thumb]
Проект павильона №1 «Парка Биеннале» в Абу-Даби. 2007 г.

Музей под мостом
Коломна – один из старейших городов России (впервые упоминается в Лаврентьевской летописи в 1177 г.) – уникальный историко-архитектурный комплекс XVI – XIX вв. Город сохранил выдающиеся памятники русского зодчества, среди которых Коломенский кремль XVI в. Являясь одним из крупнейших епархиальных центров православия, Коломна славится своими древними храмами и монастырями (в Коломенское благочиние входит более пятидесяти храмов). Обитель Ново-Голутвинского женского монастыря была основана предположительно во второй половине XIV в. В конце XVII в. в период каменного строительства была создана основа монастырского ансамбля, дошедшего до нашего времени. В центре, опираясь на мощный подклет, возвышается стройная Троицкая церковь. Напротив – архиерейский дворец, в структуру которого включена Покровская церковь. С противоположной стороны находится второй двухэтажный корпус, где когда-то размещалась коломенская семинария. После революции 1917 г. монастырь был закрыт и почти полностью разрушен. В начале 90-х гг. его поднимали из руин.
Именно в стенах этого монастыря была собрана уникальная коллекция работ русского авангарда начала ХХ в. К середине 1910-х гг. в авангардном искусстве выделилось несколько направлений, в том числе «органическое». У истоков его стояли М.Матюшин и Е.Гуро – знаменитая художественная пара ушедшего столетия. М.Матюшин – выдающийся музыкант, художник, теоретик и исследователь авангарда – стремился создать в плоскости картины восприятие природы «как текущей массы сцепленных частиц, постоянно меняющей свой объем, цвет, рост, вес и форму». Работы М.Матюшина, его соратников и последователей – Е.Гуро, братьев и сестер Эндер, П.Мансурова, П.Митурича, П.Кондратьева и В.Стерлигова – составили основу художественной коллекции, которую и должен вобрать Музей органической культуры.
Участок расположен напротив архиерейского корпуса Ново-Голутвинского монастыря по улице Болотникова и принадлежит монастырю, который и стал заказчиком и инициатором строительства музея современного искусства. Архитектору было рекомендовано соорудить на выделенной площадке что-то вроде ангара 60 м длиной. Устраивать выставки в гигантском зале весьма накладно и проблематично даже для посещаемых музеев. Заказчик, ранее не занимавшийся выставочной деятельностью, вероятно, просто не учитывал возможные финансовые затраты. Ю.Аввакумов, не первый год курирующий выставки, предложил решение, отвечающее представлениям о современном музее и в то же время способное удовлетворить требования заказчика.
Напротив проектируемого музея вытянулся двухэтажный архиерейский корпус монастыря, прямо за ним возвышается церковный купол и шпиль колокольни. С другой стороны выстроилась вереница одноэтажных жилых домов. Северный фасад музея будет выходить на городскую площадь, которая, по предложению архитектора, может быть преобразована в музей скульптуры под открытым небом. К южному фасаду примкнет площадь поменьше, объединяющая Музей органической культуры с Домом-музеем фотографии.

[thumb]/files/u11/9bcf9808d6d65c8da007fb0840e01ca7.jpg[/thumb]
Проект Музея органической культуры в Коломне. 2008 г.

Мелкомасштабная среда обусловила особенности объемно-пространственной композиции здания, состоящего из семи модулей, смещенных по диагонали со стороны главного фасада, при этом западная стена представляет собой единую плоскость. Каждый из модулей предстает как небольшой домик с деревянной кровлей. Новый музей использует традиционные для русского зодчества формы и материалы – оштукатуренные белые стены, покатые кровли, кованые ворота, медный орнамент на ставнях. Разбей перед ним палисадник, и никто не догадается, что это музей современного искусства. Вместе с тем планы музея отсылают к постройкам К.Мельникова.
Основным структурообразующим элементом является диагональ. Помимо диагонально выстроенного основного объема, конек кровли проходит точно по оси моста, взрезающего внутреннее пространство музея. В местах сдвижки устроены высокие ворота, использующиеся для загрузки залов. Это удобно, учитывая, что музей будет работать в том числе с крупногабаритными экспонатами. Кроме того, открытые ворота служат дополнительным источником света.
Входы в здание предусмотрены с двух торцов. Со стороны южного фасада посетитель попадает в просторный вестибюль, за которым открывается анфилада из трех экспозиционных залов, каждый из которых может эксплуатироваться автономно. Первый зал, не превышающий 150 кв.м, по замыслу демонстрирует основу коллекции – работы М.Матюшина и его последователей. Все экспонаты – небольшого размера. Экспозиция меняется не чаще одного раза в год. Второй зал почти в два раза больше первого и предназначен для монографических, тематических или авторских выставок с полугодичной ротацией. Здесь будут выставляться не только работы из существующей коллекции, но и экспонаты из других музеев. В последнем зале, площадь которого более 400 кв.м., каждые три месяца предполагается устраивать современные выставки с минимальным преобразованием пространства и максимальным тематическим разбросом – по возможности выходя за рамки «органического» направления.
Этими сугубо рациональными соображениями архитектор не ограничился – так появился нависающий стеклянный мост. «Дело в том, – рассказывает Ю.Аввакумов, – что как ни сделай коробку, как ни разбивай ее по-мельниковски, внутри она все равно останется коробкой. Появление пешеходного моста было связано с архитектурными амбициями. Ведь музейная архитектура должна чем-то отличаться от складской». Впрочем, мост отнюдь не противоречит утилитарности. Как уже говорилось, музей находится между двух площадей, здесь постоянно курсирует публика. Мост как раз и становится связующим звеном, одновременно беря на себя функцию привлечения посетителей.
Люди, направляющиеся со стороны центральной площади, могут пройти сквозь все три зала и вестибюль музея по стеклянному пешеходному мосту. Они имеют возможность взглянуть на экспозицию сверху, после чего у кого-то, быть может, возникнет желание приобщиться к искусству, и тогда он, спустившись в фойе, может последовательно осмотреть коллекцию. У автора была даже идея круглосуточного функционирования моста: в этом случае посетителю предоставлялась возможность увидеть музей неработающим, где картины едва различимы в ореоле сигнального света.
Мост должен быть выполнен в виде стеклянной трубы, обшитой перфорированными медными листами с орнаментальными мотивами художников-«органиков» или цитатами из крепостной архитектуры.
Проект предусматривает также подвальное помещение, где будут размещены гардеробная, буфет, лекционная аудитория, офисы, депозитарий и реставрационные мастерские. Проблема естественного освещения решена за счет треугольных приямков со вторым светом, возникающих в местах сбивок осей. В наземной части окна ориентированы на север, что исключает попадание прямого солнечного света на экспонаты.

В последние десятилетия со сменой общества потребления «обществом спектакля» (Ги Дебор) во всем мире музейное строительство переживает бум. Все чаще архитектура музеев поражает нас своей неординарностью, многогранностью, полифункциональностью. В музейное строительство вкладываются значительные средства – ведь музей, изначально являвшийся некоммерческим учреждением, ныне встраивается в современные процессы глобализации, принимая толпы посетителей, зачастую становясь культурным центром и даже символом города. В России возводить музеи не спешат – хотя банк инновационных идей мало-помалу накапливается…

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о