Дизайн

Реабилитация брэнда

Степан Писахов – несомненный брэнд Архангельска и всего Русского Севера. Создание им практически нового жанра в литературе – своеобразного синтеза классической русской сказки, сюрреалистической саги, сатирического опуса и экстравагантной буффонады – далеко не единственная грань его творчества. В изобразительном искусстве Писахов оставил след и как тонкий пейзажист, и как мастер портретной графики и живописи, в этнографии – как серьёзный коллекционер и систематизатор предметов народного искусства. Но, как это ни покажется удивительным, богатая событиями творческая биография Писахова долгое время находила отражение лишь в единственной, небольшой по площади музейной экспозиции, расположенной на Поморской улице, 10 в Архангельске. Открытие по этому адресу фактически нового музея с площадями, увеличившимися почти в пять раз, состоялось в мае 2008 года*.)

[thumb]/files/u11/4b20b1af858f2b5f2c36d3fae4e77862.jpg[/thumb]
Виртуальный ствол, выполненный из натянутых тросов –
символ семейного древа Писаховых.

Жизнь Писахова – в каком бы аспекте её ни приходилось рассматривать – изобиловала ожидаемыми взлётами и не всегда прогнозируемыми падениями, острыми коллизиями и нежданными поворотами. Однако сложность дизайнерского решения экспозиции состоит отнюдь не в хронологических смещениях и совмещениях и не в нарочитой литературности. Авторы сценарной концепции представили биографию Писахова в нескольких контекстах – как архангелогородца, как жителя Русского Севера, как россиянина. Эти разномасштабные «линии жизни», постоянно пересекаясь и образуя бесконечный тематический ряд, эффектно взаимодействуют с инвариантностью планировки исторического здания с его единственной продольной стеной, делящей музейное пространство на каждом из этажей на две неравные, но масштабно сопоставимые части.

[thumb]/files/u11/7efcf9921f44be710a74efd3a5faa565.jpg[/thumb]
Архангельские архетипы – река, парусники, лодки –
повлияли на творчество Писахова.

Развёртывание экспозиции происходит по горизонтали и по вертикали. Если горизонтальную составляющую отличает традиционность движения посетителей из зала в зал, то развитие экспозиции по вертикали предстаёт в виде инсталляций, расположенных в центре каждого из восьми залов и перерастающих друг в друга на смежных уровнях. Каждая из этих инсталляций в краткой форме раскрывает содержание экспозиции определённого зала.
Центральные инсталляции – не единственное избранное дизайнерами средство интеграции музейного пространства и упорядочения его смыслового начала. Система периметральных баннеров вкупе с опорными инсталляциями в витринах и на подиумах представляет следующий уровень восприятия сценарного действа. В качестве заключительного объединяющего элемента избрана проходящая через всё пространство музея подборка цитат из произведений и писем Писахова.
Ещё одной особенностью музея являются баннерные портретные изображения Писахова – в возрасте, соответствующем хронологии и смыслу демонстрируемого фрагмента экспозиции. При этом портреты, размещённые в местах замыкания основных зрительных перспектив, маркируют маршрут дальнейшего движения по музею.
В ходе последовательного движения посетителя авторами предусмотрена известная классическая система «завязка – кульминация – развязка». При этом кульминацией можно считать этап биографии Писахова, когда он становится художником и писателем в одном лице, или же эпоху, когда он создаёт свои наиболее значительные литературные произведения. Этот период творческой жизни мастера представляет собой красочный полилог героев его сказок, разворачивающийся на фоне

[thumb]/files/u11/e6943a7aefbe95268c7a1fa06b32ef2a.jpg[/thumb]
Созданный Писаховым мир сказки –
апогей творчества Мастера.

мультиплицированных цветовых сегментов и световых пятен.
Музей Степана Писахова изначально планировался в качестве органичной составляющей последовательного освоения историко-культурного пространства старого Архангельска. Он может рассматриваться в качестве элемента в системе «музей – квартал – город» – либо в иной, «дедуктивной» системе: «город – квартал – музей». Но и в том, и в другом случаях содержание музея и соответствующая ему авторская форма сценария и художественного воплощения экспозиции делают новый культурный центр активным участником процесса театрализации исторического пространства, которой, возможно, пока недостаёт современному городу.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о