Реабилитация брэнда
Степан Писахов – несомненный брэнд Архангельска и всего Русского Севера. Создание им практически нового жанра в литературе – своеобразного синтеза классической русской сказки, сюрреалистической саги, сатирического опуса и экстравагантной буффонады – далеко не единственная грань его творчества. В изобразительном искусстве Писахов оставил след и как тонкий пейзажист, и как мастер портретной графики и живописи, в этнографии – как серьёзный коллекционер и систематизатор предметов народного искусства. Но, как это ни покажется удивительным, богатая событиями творческая биография Писахова долгое время находила отражение лишь в единственной, небольшой по площади музейной экспозиции, расположенной на Поморской улице, 10 в Архангельске. Открытие по этому адресу фактически нового музея с площадями, увеличившимися почти в пять раз, состоялось в мае 2008 года*.)
[thumb]/files/u11/4b20b1af858f2b5f2c36d3fae4e77862.jpg[/thumb]Виртуальный ствол, выполненный из натянутых тросов –
символ семейного древа Писаховых.
Жизнь Писахова – в каком бы аспекте её ни приходилось рассматривать – изобиловала ожидаемыми взлётами и не всегда прогнозируемыми падениями, острыми коллизиями и нежданными поворотами. Однако сложность дизайнерского решения экспозиции состоит отнюдь не в хронологических смещениях и совмещениях и не в нарочитой литературности. Авторы сценарной концепции представили биографию Писахова в нескольких контекстах – как архангелогородца, как жителя Русского Севера, как россиянина. Эти разномасштабные «линии жизни», постоянно пересекаясь и образуя бесконечный тематический ряд, эффектно взаимодействуют с инвариантностью планировки исторического здания с его единственной продольной стеной, делящей музейное пространство на каждом из этажей на две неравные, но масштабно сопоставимые части.
[thumb]/files/u11/7efcf9921f44be710a74efd3a5faa565.jpg[/thumb]Архангельские архетипы – река, парусники, лодки –
повлияли на творчество Писахова.
Развёртывание экспозиции происходит по горизонтали и по вертикали. Если горизонтальную составляющую отличает традиционность движения посетителей из зала в зал, то развитие экспозиции по вертикали предстаёт в виде инсталляций, расположенных в центре каждого из восьми залов и перерастающих друг в друга на смежных уровнях. Каждая из этих инсталляций в краткой форме раскрывает содержание экспозиции определённого зала.
Центральные инсталляции – не единственное избранное дизайнерами средство интеграции музейного пространства и упорядочения его смыслового начала. Система периметральных баннеров вкупе с опорными инсталляциями в витринах и на подиумах представляет следующий уровень восприятия сценарного действа. В качестве заключительного объединяющего элемента избрана проходящая через всё пространство музея подборка цитат из произведений и писем Писахова.
Ещё одной особенностью музея являются баннерные портретные изображения Писахова – в возрасте, соответствующем хронологии и смыслу демонстрируемого фрагмента экспозиции. При этом портреты, размещённые в местах замыкания основных зрительных перспектив, маркируют маршрут дальнейшего движения по музею.
В ходе последовательного движения посетителя авторами предусмотрена известная классическая система «завязка – кульминация – развязка». При этом кульминацией можно считать этап биографии Писахова, когда он становится художником и писателем в одном лице, или же эпоху, когда он создаёт свои наиболее значительные литературные произведения. Этот период творческой жизни мастера представляет собой красочный полилог героев его сказок, разворачивающийся на фоне
Созданный Писаховым мир сказки –
апогей творчества Мастера.
мультиплицированных цветовых сегментов и световых пятен.
Музей Степана Писахова изначально планировался в качестве органичной составляющей последовательного освоения историко-культурного пространства старого Архангельска. Он может рассматриваться в качестве элемента в системе «музей – квартал – город» – либо в иной, «дедуктивной» системе: «город – квартал – музей». Но и в том, и в другом случаях содержание музея и соответствующая ему авторская форма сценария и художественного воплощения экспозиции делают новый культурный центр активным участником процесса театрализации исторического пространства, которой, возможно, пока недостаёт современному городу.
Отправить ответ