Без рубрики

Турин-2008: интернет-отражение

Конгресс Международного Союза архитекторов прошел в итальянском городе Турине с 29 июня по 3 июля сего года. Всего пять дней, но для хорошо организованного мероприятия – немало.
Вполне естественно, что такое значительное событие в профессиональном сообществе архитекторов не осталось без внимания специализированных сайтов. Тем более и тема способствует обсуждениям: слоган конгресса «Transmitting architecture» можно перевести, как «Передающая» или даже «Перекачивающая архитектура». Что именно и какими способами современная архитектура передает нам, погруженным в нее горожанам – это обсуждалось на конгрессе. А я приведу несколько наблюдений о том, как обсуждался на просторах Интернета сам конгресс.

[thumb]/files/u11/305830a2a3a399670c52e9b68b406aed.jpg[/thumb]

Сайт конгресса http://www.uia2008torino.org довольно лаконичен, но это не мешает дизайну сайта быть живым и уравновешенным. Много белого (цвет гордости и чистоты), но в целом цветовой ключ теплый, дружелюбный. Яркость, контрастность, композиционная устойчивость – на среднем уровне, но очень четкое решение границ, симметрия и центрированность кадра придают ему явно выраженную упорядоченность. Это правильный дизайн, вполне закономерный и законопослушный.
Больше всего откликов на туринский конгресс, естествено, обнаружилось на итальянских сайтах. Выглядят они по большей части несколько хвастливо, что и понятно – не каждый день в твоей стране собирается весь цвет и бомонд мирового архитектурного сообщества! Например, сайт под неслабым названием «Турин – мировая столица дизайна» http://www.torinoworlddesigncapital.it решенный в ярких, звонких тонах, симметричность и центрированность – тоже выше среднего. В результате создается ощущение радости и гордости, надежды и самоуважения. В полном соответствии с названием.
Еще больше радости и надежды содержится в дизайне международного информационного сайта по архитектуре http://architube.org. Казалось бы, черный фон должен придавать кадру мрачный оттенок, но нет, наоборот – светлое пятно в верхней части кадра придает ему оптимистичность и устойчивость. В результате дизайн производит впечатление гордое или даже высокомерное. Заставка флэш-анимирована, на ней сменяются виды красивейших городов мира (Париж, Пекин и так далее). И Москва среди них, что, как ни крути, приятно.
Европейские национальные Союзы архитекторов откликнулись на Конгресс дружно и доброжелательно. Если следовать алфавиту, то первой здесь надо упомянуть Австрию. Сайт http://www.v-a-i.at презентует Конгресс в более сдержанном ключе, чем итальянцы (трудно состязаться с латинским темпераментом), но вполне светло, тепло и уважительно. В информационном плане, правда, ничего нового – тот же самый набор официальных объявлений и лозунгов.
Страна на другом конце алфавита – Чехия – оформила сообщение о Конгресе в довольно-таки сходном ключе. Информационный сайт http://www.archiweb.cz/ вывесил объявление о Конгрессе с большим чувством собственного достоинства.
Однако предел деловитости и лаконизма – это, наверное, сайт иранской Международной ассоциации искусств и архитектурных исследований http://www.iaara.org.ir. Кроме официального релиза и сухой исторической справки (первый конгресс – 1948, Лозанна, Швейцария, следующий – Токио, Япония…) на странице больше нет ничего. Впечатление какое-то протокольное – как будто сайт оформлял бездушный чиновник, а не свой коллега-дизайнер.
Близко к иранцам по ощущению стерильности и предельного минимализма оказался сайт Корейского института ландшафтной архитектуры http://www.kila.or.kr. Текст, правда, начинается трогательно: «Дорогие все! Мы призываем вас обратить свое персональное внимание на сайт XXIII Конгресса…». Но дальше – опять все очень официально.

[thumb]/files/u11/c6d88edfa073cf65d1519b7ded33deee.jpg[/thumb]

Несколько более живой дизайн оказался у сайта Независимого архитектурного центра Турции http://www.arkitera.com/.
Жесткий и холодный сине-красно-бело-черный цветовой ключ компенсируется ярким, динамичным впечатением от композиции. В целом результат все равно скорее упорядоченный – нечто среднее между западно-европейским и ортодоксально-иранским дизайном.
Очень похожее ощущение оставляет сайт таиландского центра BCI-Asia http://www.bciasia.co.th. Тот же цветовой ключ, те же композиционные приемы. Разве что чисто дизайнерски сделано с большей выдумкой.
Впечатление, во многом схожее с азиатскими сайтами, производят материалы африканские. Вот, скажем, Южно-Африканский институт архитектуры подошел к делу очень обстоятельно: вывесил в Интернете официальный релиз в формате pdf, где подробно перечислены все мероприятия Конгресса (сайт http://www.saia.org.za/). При этом сам сайт выглядит заметно менее ярким и контрастным по цвету и гораздо более скучным по композиции, и в результате дизайн сайта попадает в область эмоций «стыд, застенчивость и стеснение» (вверху – сайт, внизу – релиз).
Несмотря на застенчивость, южноафриканцы не преминули вставить в сообщение о Туринском мероприятии пропагандистский призыв голосовать за проведение Конгресса-2014 в Дурбане. Под эту агитацию создан специальный интернет-ресурс http://www.uia2014durban.org.za/ и оформлен это ресурс так ярко и весело, что скорее напоминает туристический рекламный буклет.
Спектральный и горячий по цвету, шершавый по фактурам, контрастный дизайн сайта при анализе показывает эмоции интерес и возбуждение. Вот, оказывается, как разнообразно могут работать южно-африканские дизайнеры.
Такой же веселый и живой дизайн обнаружился на африканском сайте Института архитектуры Намибии http://www.nia.org.na/ . Любопытно, что в галерее фотографий намибийских архитекторов категорически преобладают европеоидные лица. Впрочем, лица вполне жизнерадостные и открытые.
Отечественные интернет-ресурсы архитектурной направленности отозвались на Конгресс в целом спокойно, без итальянского ажиотажа, но и без иранской протокольности. Информационный сайт Российского Союза архитекторов http://www.architektor.ru/, как и популярный ресурc http://archi.ru/, оформили сообщение о Конгрессе в сереньком однотонном ключе и обычной неподвижной горизонтально-вертикальной композиционной структуре. Получилось без особого креатива, но с достоинством.
Но самое удивительное, господа и дамы, – это реакция на Конгресс со стороны коллег из США. Собственно говоря, удивительна не сама реакция, а ее полное отсутствие. Даже самые крупные, авторитетные и информированные ресурсы просто промолчали насчет Конгресса. Вот, для примера, список событий международного архитектурного сообщества с сайта Американского института архитектуры http://www.aia.org/. Шрифт мелкий, но четкий, так что вполне можно прочитать, что в июне-июле много чего интересного происходит в Чикаго, Санта-Монике, Нью-Йорке, Бостоне. Упоминаются города Финляндии, Дании, Канады, Голландии… Вот только Конгресса нету.
Не оказалось Конгресса и в материалах еженедельного сайта http://www.architectureweek.com/, который собирает архитектурные новости из ведущих газет и информационных агентств США, и на прочих аналогичных сайтах. Мощная интернет-система, обслуживающая более двадцати тысяч американских архитекторов, просто проигнорировала Конгресс.

[thumb]/files/u11/eeb220a19dac0e53381232376a5528ec.jpg[/thumb]

Вот такое создается впечатление.
Для наших же, отечественных архитекторов, из материалов по Конгрессу хочется сделать один вывод, он же призыв. Вот он: господа, изучайте иностранные языки! Архитектура явно превратилась в международную профессию, востребованную на Западе, на разных Востоках (Ближнем, Дальнем), в Азии и в Африке – причем изобразительный язык явно приобретает всемирный универсальный характер. Профессиональное сообщество архитекторов простирает свои контакты почти по всему миру (не считая некоторых, отдельно взятых стран и континентов). Почему бы не поискать заказов в Таиланде, Иране или в Намибии?

Константин Лидин

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о