Архитектура

Московский небоскреб: вести из инкубатора

Московский архитектурный институт в третий раз проводит конкурс на эскиз-идею высотных комплексов для Москвы. Поводом к первому конкурсу 2006 г. послужила неудовлетворенность Общественного совета представленной концепцией высотного здания на Профсоюзной улице. В конкурсе участвовало более 500 работ, 16 из которых прошли отборочный этап, а 5 наиболее интересных были отмечены и рекомендованы как потенциальные варианты для дальнейших разработок. В 2007 г. был проведен второй конкурс студенческих работ на лучший проект-идею высотного комплекса для Москвы, победители которого были удостоены чести выставить свои макеты в выставочном зале «Новый Манеж». Оба конкурса и выставка проходили по инициативе мэра Москвы Юрия Лужкова, в награждении победителей принимали участие главный архитектор Москвы Александр Кузьмин и Президент МАрхИ Александр Кудрявцев.
Третий конкурс, можно сказать, получил уже вполне институциализированный характер, пройдя при поддержке одного из ведущих столичных девелоперов – компании MIRAX. В составлении конкурсного задания и оценке результатов приняли участие генеральный директор института Генплана г. Москвы С.Ткаченко (председатель жюри), главный архитектор MIRAX group А.Булочка и представители МАрхИ первый проректор М.Шубенков, декан ФСП О.Бреславцев, заведующий кафедрой «Архитектура жилых зданий» А.Некрасов.

[thumb]/files/u11/515c8cda20f445d6d423d05a11c410a5.jpg[/thumb]
4. Оригинальность формы этого макета подчеркнута использованием экологически чистого строительного материала – сена.

В конце июня в строящемся Деловом комплексе «Федерация» были подведены итоги конкурса-выставки, организованного корпорацией MIRAX совместно с Правительством Москвы. Среди основных конкурсных критериев – неординарность проекта, грамотный подход к решению внутреннего пространства, гармоничное включение здания в архитектурную панораму столицы. Во всех проектных предложениях учитывалась экономическая составляющая.
В конкурсном задании было указано на необходимость поиска облика уникального сооружения, которое не должно иметь прямых ассоциаций с существующими прецедентами. Обязательное условие – уместность здания, что было связано с наличием конкретной площадки для строительства, располагающейся в районе Москва-Сити и, так же как и два года назад, ставшей яблоком раздора на Общественном совете.
Форма проведения конкурса – контрольная клаузура – предполагала сжатые до двух дней сроки, в которые вмещались как выдача задания, так и эскизирование и выполнение макета. В конкурсе приняло участие более 500 студентов МАрхИ третьего, четвертого и пятого курсов. Большинство предложений было преподнесено в форме макета из бумаги и картона с прилагаемыми планами. Высота некоторых макетов достигала полутора метров, поскольку в конкурсном задании была обозначена желаемая высота комплекса (200 метров), а чертежи и макеты выполнялись в масштабе 1:200.
Все проектные идеи можно разделись на группы, отличающиеся между собой образными характеристиками и композиционными приемами. Наиболее опознаваемая подборка макетов интерпретирует знаковые формы московских памятников – Кремлевских стен, башни Шухова, сталинских высоток, вплоть до патриотических символов России – от шапки Мономаха до серпа и молота. Логика авторов вполне понятна – творческое заимствование или эксплуатация существующих архитектурных приемов и форм – беспроигрышный ход. В условиях галопирующей глобализации подобная стратегия ориентирована на сохранение региональных особенностей исторически сложившегося окружения. Как все европейские столицы, Москва обладает солидным арсеналом узнаваемых образов, но в случае с высотными зданиями речь идет о проектировании вне исторического центра столицы и о создании принципиально новой для Москвы типологической единицы, то есть о возможности генерирования нового символа города (рис.1).
Следующую группу проектов образуют донельзя модные сегодня «волны» и «спирали». Наиболее запоминающееся предложение представляет собой бело-сине-голубую волну, набираемую из прямоугольных плоскостей, поворачивающихся в вертикальной плоскости под 90 градусов. Другие авторы драпируют грани призматического объема, сталкивают между собой в пространстве несколько волн, переводят этот рискованный мотив в инженерно-техническую плоскость и т.п. Наиболее сложные случаи – когда трехмерные волны образуют водовороты (рис.2).

[thumb]/files/u11/c933cbfc03c46306ae40c04c74fe42bd.jpg[/thumb]
5. Мысль «Отдохни!» в сознании столичных жителей присутствует круглогодично, а солнечный цвет фасада помогает настроиться на оптимистичный лад.

Рискну поделиться впечатлением: чем проще волнообразная форма, тем больший скептицизм она вызывает. В нашем сознании закрепилось представление о гармонии, навеваемой накатывающими волнами прибоя, о морских просторах и т.п. Волнообразные формы стойко ассоциируются с природными образованиями – холмами, пустыней, морем. Современная Москва, задыхающаяся от выхлопных газов, страдающая от перенаселения, входит в видимое противоречие с подобной архетипикой. Хотя спираль, являющая собой результат наложения волн, воспринимается как образ потерянного покоя, что, в общем, созвучно ощущению от жизни в столице (рис.3).
Программа строительства высоток у кого-то из студентов вызывает неприкрытую иронию, представая как объект насмешек. Так, один из авторов представил метровый столб из сена, придав ему форму гигантского сапога. Неумение горожанина работать с сельским строительным материалом привело к тому, что макет рассыпался на глазах, не дожив до выставки в башне Федерации (рис.4).
Другие шутники эксплуатируют мотив «текстовых фасадов», подмечая сходство амбициозных целей строительства высотных зданий с практикой пиар-кампаний в СМИ. Фасады воспроизводят рубленые очертания букв, активный цвет подчеркивает агрессивный характер происходящего (рис.5).
Еще один проект из этого ряда представляет собой 6-этажную башню-скульптуру, охраняемую воинами-атлантами. Строгие геометрические формы, монохромность, нарастание массы фигур снизу вверх, – все это способствует формированию ощущения давящей агрессии, излучаемого высоткой (рис.6).
Представительна группа проектов, являющих собой вертикальные объемы, «смонтированные» из линейных и плоскостных элементов. В ряде конкурсных работ применены вантовые конструкции, хотя трудно представить, как стометровые высотки, в качестве конструктивных элементов использующие ванты, будут выглядеть в натуре.
И все же больше всего высоток представляют из себя формы, близкие к призматическим объемам, разнящиеся формой оснований и характером изломов и скосов основного тела. Задействован широкий спектр обостряюще-декоративных приемов – от орнаментальных рельефов до цветовых включений. Стоящие в одиночку и образующие кластеры, врезанные друг в друга или связанные между собой мостами-переходами, башни-призмы могли бы составить проект застройки целого района типа Москва-Сити. Выделить безусловных лидеров в этой группе проектов сложно (рис.7).
Нельзя обойти вниманием факт заимствования, который был предупрежден конкурсным заданием, и, тем не менее, очевидный в ряде работ. Среди выставленных проектов можно увидеть аналоги многофункционального центра Pearl Dubai в ОАЭ (компания Dewan Architects&Engineers и Adnan Z Saffarini), жилого комплекса в Киеве С.Скуратова, New Town Tower в Лондоне компании Popularchitecture, роттердамских высоток «Красное яблоко» и центра De Rotterdam от ОМА, чикагских Aqua Tower и Chicago Spire и т.д. В отличие от вербальной сферы, где существуют специальные «антиплагиат»-программы, в архитектуре заимствование остается на совести авторов (а также эрудиции экспертов). Впрочем, среди победителей не было ни одного грешащего этим проекта (рис.8).
Из полутора сотен конкурсантов жюри выделило десять победителей. Первую премию получила работа Д.Климова и О.Шулики «Свободные международные архитектурные мастерские на Рождественке». Это дипломный проект авторов, а не клаузура, поэтому от остальных участников он отличался глубиной проработки, а также патриотической (или квазипатриотической?) серпасто-молоткастой идеей и формой подачи – авторский макет выполнен из по-тафовски эстетизированного строительного мусора (рис.9).

[thumb]/files/u11/ed821d51788be4b6a3fc3b0e4dda9bf8.jpg[/thumb]
6. Прием обогащения скульптурой высотных зданий знаком москвичам по сталинской архитектуре. Студенты-архитекторы ХХI века вместо рабочих и колхозниц устанавливают межгалактических воинов. Пугающая перспектива!

Следующий, четвертый, конкурс с полным правом можно будет назвать традиционным. В том, что он состоится, сомневаться не приходится – хлопоты по его организации и проведению минимальны, а эффект велик. В первую очередь, для архитектурного образования, поскольку студенты получают редкую возможность включиться в живой процесс поиска нового лица города. Городские власти, строители и инвесторы приобретают энергичных, раскрепощенных и не связанных никакими иерархическими условностями единомышленников, которые, в силу своего возраста и амбиций, готовы генерировать и реализовывать самые невероятные проекты.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о