Дизайн

К отправке готово Самая полная антология сборных домов в музее MoMA

В эпоху тотальной миграции и одноразовой культуры думать, что дом, где вы живете, когда-нибудь останется потомкам, почти странно. Скорей всего, в ближайшем будущем не только домов, но и вообще каких-либо материальных следов оставлять после себя не будет принято. Дома-долгожители останутся, наверное, только в деревнях, да и то в сочетании с земельным наделом в несколько гектаров. В большинстве же случаев горожане будут перемещаться со все возрастающей скоростью. Этим современным кочевникам потребуются принципиально новые пристанища, которые, подобно домикам улиток, смогут следовать за своими хозяевами.

[thumb]/files/u11/dc02b9fc22bd51f14b3604ca2b9b16d1.jpg[/thumb]
Цви Геккер, фасад комплекса Ramot Housing, 1972-1985 гг. © Zvi Hecker.

Про это – точнее, про сборные дома – выставка в Музее современного искусства Нью-Йорка под названием Delivery Home («Дом на отправку»). Пока этот архитектурный жанр не кажется таким уж перспективным. Однако в будущем, когда энергетические ресурсы подойдут к своей критической отметке, подача воды на двести двадцатый этаж небоскреба станет слишком дорогим удовольствием, а цены за квадратный метр в этом самом небоскребе превзойдут любые ожидания, большинству придется обратиться именно к нему.
История сборных домов представлена на выставке со всей педантичностью. Это самая полная антология разборных конструкций, известных со второй трети XIX века. Компьютерная анимация, фильмы, наброски, рисунки, модели – в наличии. Пять домов построены в натуральную величину прямо во дворе музея. Также представлены стены из материалов, претендующих придти на смену дереву, стеклу и стали. Место нашлось даже курьезным экспонатам вроде игрушек, пропагандистских плакатов и брошюр, повествующих о преимуществах сборных домов перед традиционными. Выглядит эта пропаганда, впрочем, натужно. В реальности архитекторам и поддерживающим их фабрикам пришлось столкнуться с сильным сопротивлением клиентов, не желающих приобретать эти новомодные изобретения.
Сборные дома были утопичной мечтой модернистов. Они казались вполне соответствующими XX веку, его скорости и переменам в структуре общества. В 1920-1930-е гг. создается множество проектов таких домов. Интерес к ним возвращался и позже. После Второй мировой войны с их помощью пытались обустроить тысячи людей: экономический подъем послевоенного времени дал толчок исследованиям в области новых материалов. В 1960-1970-е гг. о сборных домах вспомнили, чтобы решить проблемы бэби-бума. А в эпоху компьютеризации возникли принципиально новые условия и инструменты для развития этого жанра.
Начинается выставка с подробного обзора сборных домов XIX века, выпускавшихся заводским способом. Они были широко распространены в американской глубинке, а также британских и французских колониях. По этим стертым изображениям из архивов хорошо видно, откуда черпали свое вдохновение Фрэнк Ллойд Райт, Жан Пруве, Марсель Брейер, Кишо Курокава и Ричард Роджерс. Здесь есть и авторские проекты архитекторов (включены даже воображаемые проекты Томаса Эдисона и Бакминстера Фуллера) и продукция корпораций Lustron, Sears Roebuck &Co, Deutsche Kupferhous.
Один из самых ранних задокументированных проектов сборных домов принадлежит лондонскому плотнику по фамилии Мэннинг, предложившему сборный коттедж (со всеми прилагающимися инструкциями по сборке, упаковке и транспортировке) для колонистских поселений в Австралии. Дата его создания – 1833 год. Коттедж широко рекламировался в прессе, но так и не нашел почитателей. Век спустя за производство сборных домов принялись уже корпорации Sears, Roebuck & Co. и E.F.Hodgson company (на выставке представлены рекламные компании 1930-х годов).
В период с 1906 до 1942 гг. создаются сборные дома на основе металлических каркасов, как «Хрустальный дворец» Джорджа Фреда Кека. В этом же разделе представлены «Единая система панелей» Вальтера Гропиуса и Конрада Вашманна (Waschmann). Эти перспективные проекты, к сожалению, не заинтересовали заказчиков и никогда не производились массово. Сборные дома покупать не стремились, и модернистская мечта о массовом доступном и быстром в сборке жилье потерпела крах.

[thumb]/files/u11/23e4b9799868aced73681db6044c3c6d.jpg[/thumb]
Конструкция SYSTEM3, созданная Оскаром Лео Кауфманом и Альбертом Руфом для выставки.
© 2008 The Museum of Modern Art, фотография Richard Barnes.

Следующий раздел выставки охватывает с 1942 по 1956 годы. Здесь на первое место выходят сборные дома на основе стальных каркасов. Подходы к строительству демонстрируют два дома: Жана Пруве и Ластрона Вестчестера.
Вообще же период с 1943 до 2002 гг. представлен всего двадцатью моделями сборных домов. В это время осваивалось производство железобетонных изделий. Пик популярности жилья из сборного железобетона пришелся на 1960-1970-е гг. Быстрота, с которой эта система позволяла возводить города, породила массу грандиозных идей: самые яркие проекты были у Archigram (план Plug-In 1962 года и проект Pod City 1965 года), а также у Кишо Курокава в реализованном проекте Nakagin Capsule Tower.
Позже в производстве модулей для сборных домов стали широко применять лазерную резку, что кардинальным образом поменяло не только качество самих модулей, но и дало архитекторам большую свободу выражения. Появились машины, способные создавать модели в масштабе 3D, и это позволяло просчитывать малейшие нюансы жилого пространства и комбинирования блоков.
Однако проекты – проектами. Обыватель на выставке вряд ли станет вникать в тонкости и красоту отдельных решений. Ему интересней те дома, где можно оглядеться, присесть и прикинуть, как в них жить. Во дворе MoMA возведены пять домов в натуральную величину. Их выбирали из полусотни проектов. Некоторые из победивших проектов создавались специально в расчете на выставку Delivery Home, как «Целлофановый дом» бюро Kieran Timberlake Architects. Дом имеет алюминиевый каркас. Окна открываются, как двери купе: то есть скользят по направляющим, а не открываются наружу. Предусмотрена автономная система теплоснабжения.
Следующий жилой блок System*3 принадлежит Оскару Лео Кауфману и Альберту Руфу (его тоже готовили для выставки). Он может существовать сам по себе, но может также являться составным элементом многоэтажного здания. Особенность проекта в том, что структуру блока по собственному желанию менять нельзя. Однако у него есть другое преимущество: его составные части идеально вписываются в стандартный контейнер для перевозки больших грузов, что сводит повреждение внутренних частей к минимуму при транспортировке.
Здесь же, во дворе музея представлен созданный цифровым способом сборный дом для Нового Орлеана. Спроектировал его Лоуренс Сасс. Дом выполнен из фанеры. Фанерные блоки снабжены специальными желобками и пазами, удерживающими их вместе. Необходимость в гвоздях и дверных петлях при сборке отпадает.
И еще один «компьютерный» проект Burst*008 Джереми Эдмистона и Дугласа Готье. Каждая деталь была произведена и обработана с помощью лазера, что позволяет достичь большей точности и облегчить сборку. Кроме того, блоки можно собирать, исходя из конкретных требований заказчика. Первый вариант этого сборного дома в 2003 году в Австралии получил архитектурную премию.
И настоящий хит выставки – алюминиевый мини-дом кубической формы, придуманный Ричардом Хоттеном, Лидией Хаак и Джоном Хопфнером. Он хорош и для спортсменов, приехавших на тренировки в страну с экстремальными условиями, и для студентов, и для туристов. Крыша снабжена фотогальваническими панелями, также предусмотрены ветряные турбины. Это позволяет устанавливать такие модули даже в тех местах, где нет энергетической системы. Отличие этого блока от остальных также и в том, что все бытовые системы в блок уже вмонтированы. Домом можно пользоваться фактически сразу после сборки. Вероятно, это наиболее удачный и жизнеспособный из всех представленных на выставке проектов.

[thumb]/files/u11/165c327c9e5581845a0c89bf12e5d368.jpg[/thumb]
Дж.Эдмистон и Д.Готье. Сборный дом BURST*008, специально созданный для выставки Home Delivery. © 2008 The Museum of Modern Art, фотограф Richard Barnes.

Секционные дома, дома из контейнеров, дома со стенами из утилизированных материалов или с абсолютно прозрачными стенами. Сборные дома – уже давно не утопия, но решение конкретных проблем. Коль скоро новые поколения вырастают на играх вроде Lego, вполне возможно, этот легкий в сборке способ жизнеустройства покажется им более привлекательным, чем двумя веками ранее.

Отправить ответ

avatar
  Subscribe  
Notify of