Дизайн

Частности частной галереи. На «Винзаводе» открылась архитектурная галерея.

Первая выставка в галерее «Цех V» представляла работы Евгения Асса, Николая Полисского, Александра Бродского, Юрия Аввакумова и других авторов, работающих на стыке архитектуры и искусства. Открывшись в декабре 2008 года на территории центра современного искусства «Винзавод», эта галерея стала первым частным выставочным пространством в Москве, где планируют показывать именно архитектуру. Причем не так, как в Музее архитектуры или залах ЦДА, а именно в содружестве с современным искусством (строго!).

Эта инициатива настолько уникальна, что от самого помещения уже не ждешь ничего экстраординарного – есть, и хорошо. Тем более, как известно, архитектурные изыски для галерейного пространства противопоказаны — велик риск затмить экспонаты. Тем не менее, «Цех V» интересно рассматривать и когда он абсолютно пуст. Недаром в качестве основателя галереи выступает холдинг из нескольких производителей деревянных и бетонных изделий, а также архитектурное бюро «АК-Р», которым руководит Алексей Козырь. Кстати, архитекторы расположились прямо в глубине галереи, поделив пространство на две неравные части: себе — поменьше, людям — побольше.
Если говорить о Винзаводе в целом, то галерейщики, арендующие тут площади, обустраивая свои пространства, обычно идут двумя путями. Первый — невзирая на исторический характер занимаемых помещений, зашить все гипсокартоном и превратить их в «белые коробки». Так сделано в галерее «Риджина», «XL галерее», галерее Гельмана. Другой же предполагает сохранение индустриального колорита, как, например, владельцы «Ателье №2» и Fotoloft. В «Цехе» тоже не стали изобретать велосипед и покрасили, не оштукатурив, три существующие стены из бетонных блоков в белый цвет, а кирпичные колонны и старый черный потолок из сводчатых панелей вовсе не стали трогать.
Зато привнесенные элементы – сплошь авторские работы и демонстрация ноу-хау, которые можно при случае и заказчику показать. Например, как убедить заказчика, что стену можно выложить и «на сухую», и она не развалится? А тут как раз одна из стен в архитекторской части так и сделана: бетонные блоки стянуты металлическими канатами. В этой же части галереи можно обнаружить отлитую из бетона раковину и бетонную же дверную коробку, не требующую никаких наличников. Дополнительную шумоизоляцию обеспечивают внутренние ставни с деревянными рамами и матовым стеклом, заодно они скрывают не особо привлекательные стандартные стеклопакеты, которые арендодатели запретили менять. Даже систему освещения архитекторы придумали свою, из металлических трубок с проводкой внутри, трубок ламп дневного света и цилиндрических соединителей, скрывающих световой балласт. Причем все эти вещи вполне отвечают индустриальному характеру галереи и полностью оправдывают ее название. Кроме того, они не привлекают к себе внимания без лишней надобности, и все являются естественными функциональными элементами интерьера, а вовсе не аттракционом.


Работы мастерской «АК-Р» в галерее. / AK-R bureau’s works in the gallery.

Немало интересного и в выставочной половине — например, стена между приватной и выставочной частью выполнена из отделочных бетонных панелей, закрепленных по принципу навесного фасада, а ее стеклянные двери катаются на специальных блоках большого диаметра, открытых взору. Они напоминают колеса железнодорожных вагонеток. Здесь же стоит деревянная конторка-кабинет, которая вскоре станет местом для кассира книжного магазина – его планируют открыть при галерее.
Важную роль как в образе выставочного пространства, так и в его функционировании играет решение пола. В качестве основного отделочного материала выбрали блестящий черный керамогранит, а поверх него проложили дощатые дорожки. Получился этакий темный пруд с мостками. Ассоциация настолько сильная, что даже на вернисаже, в столпотворении посетители не сразу рискнули спуститься «в воду». Эти мостки моделируют движение посетителей, причем продольные, ведущие от двух входных дверей вглубь, – стационарны и скрывают электрическую разводку, остальные же можно перекладывать по воле куратора каждой конкретной выставки. Вот посетители «Картины и вещи» (этой самой первой выставки) ходили кругами, а экспонаты были размещены как на стенах, так и в центре помещения.


Переговорная зона с авторскими ставнями и выложенной по «сухому» стеной на заднем плане.
The conference zone with designer’s shades and dry masonry in the background.

Еще одна фирменная деталь, которую владельцы собираются повторять от выставки к выставке – латунные таблички с названиями работ и именами их авторов. На беленых стенах они выглядят неожиданно и придают любому экспонату музейный вес.
Менять экспозицию обещают с завидным постоянством…

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о