Дизайн

Неделя дизайна в Эйндховене Большой дизайн малых голландцев.

Объяснить, зачем нужно в конце осени ехать в крошечный нидерландский городок Эйндховен, легко. В это время проходит Неделя дизайна – уже седьмая по счету. Это не просто очередной фестиваль – мало ли их сейчас по всему свету. В Эйндховене находится Академия дизайна. А в рейтингах учебных заведений для тех, кто хоть сколько-нибудь к дизайну причастен, она лучшая в мире. Академия определяет специфику фестиваля, сильно отличающегося от столичных шоу, – миланского, лондонского, парижского. Привычный формат любой недели дизайна в столицах направлен в первую очередь на коммерцию. Конечно, в столицах помимо коммерческой части есть и лекции, где выступают звезды. Но они скорее для сочувствующих и студентов. Эта аудитория ничего в мире дизайна не решает, а если и будет решать, то лет через десять-пятнадцать. В столицах клиенты смотрят на новые коллекции, делают заказы. И по количеству купленного и заказанного (а вовсе не показанного) и определяется успешность фестиваля. У Эйндховена другая схема. Здесь ничего не производят, кроме, если можно так выразиться, идеологии дизайна. Приезжают сюда не клиенты, а охотники за головами и главы компаний, которые уже и так все видели и знают. Им подавай свежие идеи, с которыми в Эйндховене полный порядок. Маартен Баас, Йорис Лаарман, Кики ван Эйк, Йост ван Блейсвик, Маартен Баптист – эти имена все чаще встречаются в музеях дизайна, а их самих вовлекают в большое производство. И здесь, как на скачках, важно понять, на кого поставить. Удачная ставка на неизвестного дизайнера, который создаст через пару-тройку лет модную тенденцию и обеспечит продажи, порой бывает даже важнее вложений в новые производственные мощности.


В Эйндховене много домов подобного типа:
простые с виду, они обнаруживают ловкую планировку внутри, оставляющую достаточно места для дизайна.

Занятно, что именно голландцы создали традицию делать вещи наполовину промышленным, наполовину кустарным способом. Брать старую технологию и приспосабливать ее к реалиям сегодняшнего дня – это по их части. Голландцы сумели сделать так, что дизайнер из безвестного работяги корпорации стал создателем арт-шедевров. Такая ситуация сложилась, в основном, стараниями нидерландской компании Droog, которая делает именные вещи небольшими тиражами.
Отметим, что половина работавших для Droog учились в Академии дизайна Эйндховена, а Юрген Бей, чьи работы для Droog давно стали классикой, возглавляет это учебное заведение. Основной принцип этих людей – «ни дня без рефлексии». В этот раз в Эйндховене без рефлексии на тему истории дизайна и его будущего нельзя было даже перекусить и выпить кофе. Закуски и сервировка в специально созданном на время фестиваля кафе Eat Drink Design тоже были дизайнерские. На обед предлагали прозрачные квадраты из желе, вызывающие в памяти работы Геррита Ритвельда, странные «мешочки» с загадочным содержимым, а также вырезанные из ветчины фигурки поросят. Форму и цвет закусок придумывали дизайнеры, а шеф-повара воплощали их в продуктах. Обстановка кафе была целиком создана на основе работ студентов Академии. Готовность топовых ресторанов Эйндховена поддержать этот проект неудивительна: для небольших европейских городов характерна поддержка экспериментов различными институциями.


«Танцующий шкаф»
из коллекции Block группы Bolddesign.

Главная экспозиция фестиваля – выставка выпускников. Выходцев их Нидерландов среди них пока по-прежнему больше, чем представителей других стран. Однако с каждым годом растет число студентов из Юго-Восточной Азии, приехавших за европейским опытом, чтобы по возвращении на родину придать ему глянца с помощью высокотехнологичных производств. Самые популярные отделения у азиатов: ювелирное искусство — среди девушек, и классы по созданию освещения – среди юношей.
Выставка дает повод говорить о любопытном явлении – тотальной эстетизации быта. Это город, где без дизайна не обходится ни одного квадратного метра. Хорошо это или плохо – пока непонятно. Ясно одно, что такой стиль жизни разительно отличается от привычного. А у нидерландцев по-прежнему, как и три века назад, любовь к малым формам превосходит все остальное. Бабушкины пуговицы на скатерти, горшки, вазы, запечатанные бутылки с запасами на зиму – все это тема для дизайна.


Один из экспонатов на выставке ландшафтного дизайна, представленной
Художественным фондом Северного Брабанта во время Недели дизайна.

Вот только очищенного лимончика не хватает. Но голландцы еще и про лимончик вспомнят, будьте уверены.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о