Архитектура

Технократизм / гуманизм – в точке равновесия. К 10-летию АБТБ.

В апреле-мае в галерее «Культпроект» на Остоженке состоялась выставка работ архитектурного бюро Тимура Башкаева (АБТБ), приуроченная к юбилею организации. Она состояла из трех разделов: в первом на материале проектов и реализаций предъявлена эволюция творческого метода бюро с конца 1990-х гг. по настоящее время, второй посвящен планировочным работам последних лет, третий демонстрирует во всех подробностях предмет гордости АБТБ — реконструкцию Ярославского вокзала. Редакция «АВ» не могла не воспользоваться материалами творческого отчета, реконструировав основные эволюционные цепочки и векторы и выявив точки роста.

Т.Башкаев с начала 1990-х гг. активно взаимодействовал с мастерской А.Асадова, восприняв представление о самоценности формы, множественности принципов формообразования и разнородности импульсов и влияний. Образ как целевая установка — впрочем, не в ущерб функции, конструкции, городскому окружению…

С первых шагов АБТБ четко обозначило свою приверженность экспрессивной, если не экзальтированной скульптурной форме, причем безотносительно к масштабу и значимости заказа. Хотя реализовывались поначалу камерные объекты по преимуществу производственно-технического назначения — от автомоек и паркингов до пешеходных мостов.


Гараж-стоянка в Полесском пр. 1999 г.
Архит. А.Р.Асадов, Т.Башкаев, Д.Шитов.

К первой половине 2000-х гг. относятся первые крупные реализации. Правда, приходится жертвовать оригинальностью. Эскапады остаются в портфолио.

С начала 2000-х гг. АБТБ все больше и результативнее работает для могущественного заказчика — Московской железной дороги. Образность как дериват от триады: индустриализм — технологизм — динамизм. От покрытий-козырьков над железнодорожными платформами до транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), новых ориентиров актуализированного генплана.


Проект офисного здания «Монитор-Электрик» в Пятигорске в процессе строительства.
Архит. А.Карпач, М.Адиев, Т.Башкаев,
инж. В.Филиппов, ГИП Л.Кукаева.

Для Т.Башкаева фигура британского инженера и современная архитектура — однокоренные понятия. Отсюда его неодолимое влечение к несбыточным у нас хай-теку и деконструктивизму, персонифицированным в фигурах Н.Фостера и Д.Либескинда.
Впрочем, в последние годы хай-тек и декон вытесняет эко-архитектура. Не исключена и гибридизация — вроде павильона России в Шанхае, являющегося микромоделью «города будущего» – именно так звучит тема ЭКСПО-2010. Здесь впервые была апробирована концепция «Новой земли», уравновешивающая два мощных разнонаправленных вектора – к уплотнению городской жизни, к урбанизации и к гуманизации градостроительного окружения, к дезурбанизации.

Во второй половине 2000-х гг. вал градостроительных разработок докатывается и до АБТБ. Т.Башкаеву удается свести воедино, а иногда и примирить формализм и прагматику — с попеременным доминированием того или другого начала. Причем имеются в виду не только проекты поселков в Атырау, Сочи, Подмосковье, но и крупномасштабные урбанистические программы — от проектов планировки и застройки жилых районов в Челябинске и Астрахани до реконструкции Кутузовского проспекта в Москве.
Технология перехода из «объемного» масштаба в урбанистический прослеживается на примере концепции «Новая земля», по сути, выступающей альтернативой нынешнему всеподминающему урбанизму. Работа над ТПУ подтолкнула архитекторов к идее организации в структуре города «зеленых островов» — многоуровневых платформ, перекрывающих коммунальные и производственные территории, верхний уровень которых представляет из себя непрерывный ландшафт, тогда как уровень земли отдается транспорту, инженерным коммуникациям, сервису. Данной теме посвящена сюита дипломов МАрхИ, выполненных под руководством Т.Башкаева.
Такие прорывные урбанистические программы у нас если и имеют шанс на институционализацию, то именно в кризисные периоды, на крутых переломах истории. Правда, их должна подпирать инноватика в технологической сфере, включая новые материалы и конструкции (в частности, нанобетоны, позволяющие наращивать безопорные пролеты), а также технологии зеленого строительства в их применении к российским природно-климатическим условиям. Ну, и, конечно, без подхвата на самом верху – не обойтись…


«Новая земля – реконструкция города».
Дипломный проект. Студенты А.Корси, В.Трифонов.
Рук. Т.Башкаев.

Реконструированный в середине 2000-х гг. Ярославский вокзал служит еще одним доказательством того, что технократизм можно поженить не только с урбанизмом, но и с культуросбережением. Функциональный приоритет объединения залов ожидания и устройства атриума уживается с высвобождением замурованных в стену аутентичных кекушевских колонн и воссозданием первоначального облика исторической галереи. Собственноручное же участие сотрудников АБТБ в разборке «антиисторической» стены (выросшей в результате реконструкций советского времени) — иначе на галерее пришлось бы поставить крест! — сегодня выглядит ни больше, ни меньше как акт профессионального подвижничества.
Что это — разворот, шаг в сторону или точка роста? Время покажет…

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о