Дизайн

Лопаты против диванов С Берлинскиого фестиваля дизайна DMY-2009.

Берлин — лучшее место, чтобы узнать о новостях восточноевропейского дизайна. Здесь традиционно много участников из Польши, Чехии, Словении, стран Прибалтики. В последние годы все больше становится гостей из Северной Европы. Фестиваль проводится уже в седьмой раз, и формат за все время существенно не менялся. Значительная часть отдана под выставки Youngsters и Allstars. Первая, как следует из названия, представляет начинающих и молодых, вторая – уже известных дизайнеров. Также существует отдельная экспозиция победителей конкурса, который проводится организаторами в рамках фестиваля. Всю фестивальную неделю, с 3 по 7 июня, допоздна были открыты студии и шоу-румы – всего более пятидесяти. В этом году в фестивале участвовало свыше 550 дизайнеров и студий.


Табурет Nido.
Дизайн — Ева Маргерр.

Немецкая столица в индустрии дизайна стоит особняком. Она в стороне от бойкой коммерции в ее привычном понимании. Собственных производственных мощностей в Берлине почти нет. Однако есть целые районы, отданные мэрией под артистические сквоты. Там появляются неказистые на вид вещи, говорящие о проблемах дизайна куда больше, чем приглаженные инсталляции. Их, правда, обыватели не слишком жалуют: уж слишком все угловато и вне тенденций. Над этими вещами нужно думать, а не восхищаться. А поскольку дизайн сейчас выполняет роль носителя прекрасного, то «некрасивый» дизайн ругают и называют тратой времени и материалов.
В этом есть доля правды. Берлинское шоу далеко от шика. Но действенно, как лопата. По поводу лопаты – не образное выражение. В этом году польская группа Malafor в рамках проекта Second Life пыталась с помощью дизайна привлечь внимание к прозаическим предметам. На стоящую в земле лопату была надета пластиковая спинка. Эта конструкция должна заменять спинку стула. А сидеть предлагалось прямо на земле. Под проектом появился комментарий посетителей: «Так отдыхают супер-герои рабочего класса».


Дизайн пространства под названием The Green Eyl
посвящен компьютерным вирусам.

К той же грубой эстетике принадлежит проект группы Salzig, представляющий собой подушки с принтом в виде сырого куска мяса. Эти округлые плоские подушки под названием Sitting Flash предполагается использовать как дополнительное сиденье для стула или пола. Гламур, как говорится, отдыхает. Хотя в этих непонятных, а подчас и откровенно страшных проектах как раз отдыху и покою места нет. Они раздражают, пугают, оставляют в недоумении. Но их наличие весьма показательно для фестиваля, хотя, конечно, большинство дизайнеров пытается решать задачи по обустройству жизни более традиционными способами.
Немецкая студия Kuehne Jaeger показала модульную серию Cable Cubes, предназначенную замаскировать многочисленные разъемы для проводов. Михаэль Убессен Якобсен из Дании представил велосипед Baubike с рамой, напоминающей своими перпендикулярными металлическими деталями полотна Мондриана. Такое внимание к дизайну велосипедов вообще характерно для Берлина, Амстердама, городов Дании, поскольку там он является популярным средством передвижения.
Премию фестиваля в этом году получила металлическая скамейка Fidu, созданная Оскаром Зьетой. Технология создания каркаса этой разборной скамейки позволяет сделать ее достаточно тонкой и легкой, сохраняя при этом объем, необходимый для удобства сидящего.
Одна из самых курьезных работ фестиваля – машина, создающая некий объект путем переработки солнечной энергии в механическую. По объекту, напоминающему колонну, хорошо видно, в какие дни было много солнца, а в какие мало: полоски разных дней выделены цветом. Авторы машины – дуэт Mischer’traxler.


Арт-инсталляция бельгийской группы Realities United.

Большинство фестивальных выставок отказалось от показа дорогих крупных вещей. Чаще можно было встретить украшенные фрагментами старой мебели и покрашенные в яркий синий цвет заборы (проект O.U Studio под названием Blueprint) или сотни небольших предметов из березового лыка на выставке Transalpino. Конечно, это было не настоящее лыко, а тончайшая фанера, но в контексте фестиваля ее кроме как «лыко» не назовешь. И конечно, в списках победивших в фестивальном конкурсе не было ни одного номинанта, придумавшего мягкую мебель. Зачем рабочему классу диваны, когда есть лопаты.

comments powered by HyperComments
comments powered by HyperComments