Без рубрики

СМЕНА ВЕКТОРА. С юбилейной выставки «Ландшафтная архитектура. Взгляд из Дома»

Игра на понижение, характерная для выставок ландшафтной архитектуры в Доме на Брестской последних лет, в этом году неожиданно сменилась на противоположный вектор. Количество участников увеличилось почти в полтора раза – с 70 до 100. Заметно изменилась структура конкурса: «Городских дворовые пространства» фактически провалились, «Общегородские территории» остались на прежнем уровне – правда, благодаря развитому проектному разделу, резко выросло количество участников в номинации «Реализованные приусадебные участки», «Предметов в ландшафте» и «Элементов ландшафтного дизайна» поубавилось, зато они составляют, возможно, наиболее зрелищную часть экспозиции.


Выставочный павильон «Берлога» на Селигере. Авторы: А.Конюков, С.Мичурин, П.Васильев, Е.Конюкова, Г.Серебрякова (ИНН-ГРУПП). II премия в номинации «Предмет в ландшафте».

Наряду с «Гиперболоидной градирней Вулкан» Н.Полисского со товарищи (I премия) это выставочный павильон «Берлога» на территории лагеря форума «Селигер-2009» (А.Конюков, С.Мичурин, П.Васильев и др., II премия) и арт-объект «Волна» в Новом Афоне (Т.Дидковская, С.Ефимов и др., II премия). Если первый совмещает традиционный материал – фанеру – с современными цифровыми технологиями: пишется программа под объект, как правило, имеющий биоморфные очертания, после чего эта совокупность образующих его сечений нарезается на ЧПУ-станках и собирается на стройплощадке, то второй сработан вполне стародедовским способом, представляя собой укрытие из связанных между собой прутьев на металлическом каркасе, задающем особенности формы. И та, и другая технологии могут быть использованы для создания длинной линейки объектов – от павильонов и укрытий до мест отдыха-расслабления и вполне бесполезных мегаструктур.
Из заполонивших пространство выставки частных садов выделяется «Нинфейская история» (М.Ожерельева, О.Майорова, М.Судаков, I премия) – разыгранная на подмосковном участке реплика Лациума, руинированного города XIII в. между Римом и Неаполем, реанимированного с помощью исключительно ландшафтных средств и вовлеченного в жизнь современного социума в качестве своего рода эталонной руины. Циркумференция филипповского дома задала планировочную структуру сада, основанную на пересечении двух центральных осей и радиально расходящихся аллеях второго порядка. Антики, состаренное мощение, каменные квадры и валуны – насколько декорация воспринимается как подлинность, можно оценить только вживе.


Арт-объект «Волна» в Новом Афоне. Авторы: Т.Дидковская, С.Ефимов, И.Сорочинская, А.Черников. II премия в номинации «Предмет в ландшафте».

Отдельная статья – сады, сделанные по заказу программы НТВ «Дачный ответ» (Ю.Наместникова). Обозримый бюджет и ограниченный временной ресурс имеют на выходе минимизацию средств при максимизации эффекта.
Со слов главного художника Москвы И.Воскресенского как бюджетные, так и внебюджетные средства на городские программы по озеленению и благоустройству за кризисный год сократились на ноль. Бедность порождает упрощенность, заключающуюся в эксплуатации пары-тройки нехитрых приемов – вопиющий разрыв с качественным разнообразием приусадебных участков отражает специфику социальной структуры российского общества. Да и таких-то – усеченных – на этот раз совсем немного. Исключением из этого скорбного ряда выглядят ландшафтная организация территории, примыкающей к только что выстроенному офисно-торговому центру на Б.Грузинской (М.Посохин, М.Морина и др., Моспроект-2 им. М.В.Посохина, I премия) и фонтан в сквере на Кудринской площади (М.Посохин, М.Морина и др., скульптор А.Рукавишников). Особенностью обоих проектов оказывается приоритет каменного над природным, очевидно, обусловливаемый расположением обеих площадок в самом центре столицы.


«Нинфейская история». Авторы: М.Ожерельева, О.Майорова, М.Судаков. I премия в номинации «Приусадебные участки».

Что касается проектов, то в данной номинации этот раздел смотрится очень разнообразно и содержательно. Концепция цветочного оформления улиц Западного административного округа Москвы (Моспроект-3, III премия) представляет собой, по сути, что-то вроде ландшафтного регламента, регулирующего размещение цветников на узких полосах газона и на откосах, устройство вертикальных конструкций, цветников и кустарников в зоне треугольников видимости и т.п. Концептуальный проект жилого, туристического, спортивно-оздоровительного и культурно-развлекательного комплекса «Лазурный берег» в юго-восточном районе Махачкалы (рук. Т.Потапова, Моспроект-3, III премия) отличает непротиворечивое совмещение нескольких современных урбанистических подходов: выстраивание нового градобразования вдоль протяженной, максимально изрезанной (с целью наращивания контактной зоны) береговой линии; устройство ландшафтного парка как его композиционной оси; создание цепочки жилых кварталов переменной – 3-7 – этажности с вкраплениями развитой деловой и социально-бытовой функции, включая социальный фокус – многофункциональный центр; организация территории посредством террасирования – от линий пляжей и набережной до территории парка и жилых кварталов.


Ландшафтная организация территории торгово-офисного центра на Б.Грузинской. «Моспроект-2» им. М.В.Посохина, маст. №10. Архит. М.М.Посохин (рук.), М.Морина, О.Жибуртович, М.Мордвинова, С.Рябова. I премия в номинации «Общегородские территории».

На выставке был представлен целый ряд крупномасштабных проектов устройства или реорганизации парковых территорий, отличающихся своей изобретательностью. Перечислим лишь несколько из них: проект постиндустриального «Парка птиц» на территории завода ЗИЛ (А.Корчагина, I премия), соизмеряющий экологический и социальный приоритеты с экономическим (за счет размещения развитой функциональной программы – от кинозала и кафе до орнитологического магазина и выставочного павильона); проект реконструкции и благоустройства территории ПК и О «Северное Тушино» (А.Хомяков, В.Тимофеев и др., Моспроект-4), идеей которого является создание последовательности тематических садов вдоль береговой линии Химкинского водохранилища: «Сада декоративных форм», «Сада непрерывного цветения», «Сада весны / зимы / осени» и др.; реализуемый в настоящее время проект реконструкции Большого Черкизовского пруда с устройством фонтанов и пешеходного моста (В.Бодунов, Моспроект-3).
Организаторы решили развить успех нынешней выставки и, не удовольствовавшись проведением традиционного смотра, объявили юбилейный конкурс на «Древо жизни», рассчитывая на интерпретацию мифопоэтического образа посредством подручных дизайнерских и ландшафтных средств. Отклик превзошел ожидания – полтора десятка участников пришли к финишу, в смысле – к подведению конкурсных итогов, плотной группой. Обозначим лишь запомнившиеся: таф-мастерская / А.Ермолаев с их идеей прорастания Культуры и Традиции из плодородного слоя, С.Яралов с «Древом жизни» — деревянным столпом, началом всего живого, «ЭФ-Дизайн» с их прессованно-картонной имитацией баобаба как символа вечности. Победил же проект Ландшафтного центра Якутии (В.Никифоров, Ф.Марков) с местной версией мирового древа, являющимся посредствующим звеном между макрокосмом (вселенной) и микрокосмом (человеком) — священным деревом Аал Луук (Кудук) Мас.


Концептуальный проект жилищного, туристического, спортивно-оздоровительного и культурно-развлекательного комплекса «Лазурный берег» в рекреационной зоне юго-восточного района Махачкалы. Авторы: Т.Потапова (рук.), К.Панюк, С.Паромазова, Н.Дмитриева, А.Флит, О.Ткаченко. III премия в номинации «Проект».

Небывалый наплыв участников организаторы связывают с заявленной юбилейностью. Кроме того, у ландшафтников по большому счету есть всего лишь одна принципиальная выставка, сложившееся место профессиональной тусовки. И все же — почему прорвало именно в кризисный год, когда можно было бы ожидать скорее обратный процесс? Ясно, что этот всплеск — индикатор каких-то глубинных течений, но вот каких?..

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о