Дизайн

Неделя дизайна в Хельсинки Утепляемся

В сентябре в Хельсинки прошла Неделя дизайна. Финны уже в пятый раз показали, как правильно совмещать полезное с приятным: то есть коммерческую выставку мебели и освещения Habitare (она проходит раз в два года) с культурными мероприятиями по всему городу. Специфика финской недели дизайна в том, что здесь не делают большого различия между различными отраслями дизайна и модой. И вообще склонны обставлять любую презентацию как модный показ или вечеринку в клубе с авангардной музыкой и ди-джеями. Иногда это выглядит почти курьезно: в зале, где выставлены фабричные станки, сборные дома, ювелирные украшения и лампы для спальни, проходит дефиле работ выпускников текстильного факультета. И единственное, что объединяет все эти предметы – организация, которая их продвигает на международный рынок. Впрочем, есть еще «финский стиль», отличительные свойства которого не всегда поддаются описанию, но вместе с тем опознаются как финские. Среди таких свойств можно выделить фанатичное следование традициям, серьезное увлечение модернизацией народных промыслов, приверженность всему «природному» и создание для этих природных вещей особого контекста, где они не выглядят неуместно. Также как типично финскую черту можно выделить некоторую «немодность» вещей, причем немодность нарочитую, тщательно продуманную и стилизованную. Если все вокруг делают стулья из тонкого пластика и стеклянные столы на невероятных ножках, мебельные финские компании запускают в производство массивные гарнитуры из массива дерева, напоминающие своим размахом работы карельских мастеров. Если у всех текстильных компаний в коллекциях появляется мотивы оп-арта, финны, прежде увлекавшиеся именно оп-артом, переключаются на полоску, скромные цветочки и народные вышивки. Кстати, о дереве: в этом году на выставке даже проводился масштабный конкурс на создание экологичного во всех смыслах (материала, упаковки, транспортировки и утилизации) сиденья. Всего в нем приняло участие более 80 дизайнеров, а результаты демонстрировали в переходах между павильонами.


Выставка-конкурс экологических сидений расположилась в переходах между павильонами.
Заметно, что обычные вязанки дров по удобству хранения и утилизации
остаются лидерами в этом конкурсе.

Выяснилось, что в Финляндии на волне кризиса множество компаний активно ищут возможности для расширения бизнеса. Многие действуют по схеме фирмы Marimekko, которая параллельно с одеждой и сумками стала выпускать текстиль и предметы для дома; причем это второе направление текстиля для интерьеров стало центром внимания и гордостью экспорта. Занятно, что стенды мебельных компаний на выставке Habitare по обилию драпировок походили на стенды текстильных фирм. Стремление визуально «утеплить» и «укутать» выставку хочется, конечно, приписать холодному климату, а не эстетической приверженности финнов тканям в интерьере – тканей как раз в домах не прибавилось со времен Алвара Аалто, и интерьер его дома, который был открыт для посещений в дни фестиваля, и спустя век остается идеалом для большинства в этой стране.


Взгляд финских дизайнеров на юрты оленеводов:
в кубах, покрытых шкурами,
расположились пуфы и кровати.
Игра в фольклор на европейский лад.

Темой Недели дизайна между тем выбрали повелительное Do Touch!, то есть «потрогай» или «прикоснись». Пробовать дизайн на ощупь лучше всего было на старой фабрике тросов и кабелей, где разместились сразу несколько крупных выставок, в том числе и экспозиция молодых дизайнеров. Там же проходил двухдневный дизайн-маркет (то есть ярмарка аксессуаров для дома и одежды) и показы одиннадцати независимых модельеров. В одном из цехов фабрики состоялась выставка голландских дизайнеров: Нидерланды так активно продвигают собственный дизайн, что готовы отправиться с ним хоть к Снежной королеве.
Специальная карта города под названием Design District предлагала пройтись по ключевым 25 улицам и 170 магазинам, бутикам и шоу-румам. По городу пустили расписанный дизайнерами трамвай под названием Design Week: он соединил все центральные площадки. Едва ли не половина отелей и баров была отдана под семинары и вечеринки. Основной же семинар под названием Pecha Kucha Night с участием звезд финского дизайна проходил вообще ночью. Хочется поучиться у финнов отношению к подобным мероприятиям.


Павильон Kannustalo, где были выставлены дизайнерские вещи различных фирм.
По стенам павильона легко догадаться
о главной тенденции этого года:
не только фанеру, но даже бревна и кирпич
теперь принято красить в черный цвет.

В России к ним относятся скорее как к приятной тусовке, имеющей мало общего с действительностью. В Хельсинки же подобная выставка — повод для всех жителей существенно разнообразить повседневность и украсить дом.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о