Архитектура

ЖИЗНЕСТОЙКАЯ АРХИТЕКТУРА. В ПРОДОЛЖЕНИЕ ВЛАДИКАВКАЗСКОЙ ТЕМЫ

Еще два года назад ничто не свидетельствовало о грядущем экономическом кризисе, хотя сегодня «задним числом» среди его предвестников видится фантастический размах инвестиционно-строительных проектов, по преимуществу столичных, где чувство финансовой меры (или неумеренности) было адекватно архитектурным замыслам. Это особо относится к жанру небоскребостроения, процветавшему в начале третьего тысячелетия.
Одновременно в архитектурной провинции довольно успешно «варили кашу из топора», превращая минимум средств в максимум эффекта.
Четыре года назад в нашем журнале вышла статья под названием «Архитектура выживания» — владикавказский опыт» (см. АВ № 2(89)/2006). Похоже, сегодня та самая архитектура не только выжила, но даже подросла на дрожжах государственной поддержки, продолжив свой путь в будущее.
Владикавказская компания «Стиль» представила на фестиваль «Зодчество-2009», прошедший под девизом «Индекс устойчивости», ряд проектов. Из них мы отобрали четыре, посвященных общественным объектам (в вышеупомянутой статье речь шла преимущественно о многоквартирном жилье).
Прежде чем перейти к представлению указанных работ, попробуем соотнести понятия «архитектура выживания» и «устойчивая архитектура».
«Устойчивой архитектурой» традиционно именуют архитектурную среду, которая, удовлетворяя нужды человека, сохраняет или совершенствует природное окружение. Еще двадцать лет назад Комиссия ООН назвала «устойчивым» развитие, при котором «обеспечиваются нужды нынешнего поколения без ограничения возможностей следующего поколения удовлетворить его потребности», что, очевидно, несет в себе социально-экономические обертоны.
Принципы архитектуры (дизайна) выживания приведены в предыдущей статье АВ со ссылкой на А.Ермолаева и мастерскую ТАФ: умение видеть в реальности возможности, а не ограничения; способность понимать достоинства и качества ситуации; умение извлекать максимум из доступных материалов и технологий и др. Традиционно термин «выживание» предполагает мобилизацию организма в экстремальных условиях существования.
Наряду с «архитектурой выживания» в период недавней строительной активности существовала «архитектура наживы» — коммерческого экстрима. В отличие от первой, старавшейся в любых условиях сохранить профессиональное достоинство, вторая явно пренебрегала этим в угоду извлечения сиюминутной прибыли.
Была и еще одна разновидность — архитектура роскоши, показного богатства; ее расточительная претензия на вечность, вероятно, оправдана в случаях проявления не просто профессионализма, но высокого мастерства. Можно ли сюда отнести пока не построенные разорительные небоскрёбы?
Как правило, весьма дорогостоящим бывает и минимализм. Это роскошь для тех, «кто понимает» — под дороговизной здесь нередко подразумеваются вполне обоснованные затраты на долговечные материалы и высокие технологии.
Капиталоемкая архитектура может быстро окупиться, т.е. обеспечить возврат вложений за счет низких эксплуатационных расходов, энергосбережения и т.п. в обозримые сроки. Одновременно самая дешевая по первоначальным затратам застройка может пустить владельцев по миру, если потребует повышенного внимания в эксплуатации.
На сколько десятилетий, столетий, тысячелетий рассчитана сегодняшняя архитектура? Не разорит ли она наших потомков, если они не снесут ее вслед за «дешевыми» — недолговечными и минимально удобными — хрущевками. Впрочем, именно неудобство планировки стало официальным поводом для сноса-воссоздания уникальной гостиницы «Москва». А сколько «неудобств» создают другие архитектурные памятники!
Когда в 1955 году началась борьба с «архитектурными излишествами» – с фасадов исчезла скульптура, портики, колонны и вообще все выступающие и западающие декоративные элементы. Хотя заводское, поточное изготовление подобных деталей делает их не такими уж дорогими. А соблюдение строительных технологий – физически долговечными. Следом исчезли «излишние» пространства, что сократило моральную долговечность зданий заметнее, чем отказ от «историзмов».
Архитектурные излишества — что это в современном понимании? Может быть, это и есть признаки «неустойчивой архитектуры», которых, кажется, лишены представленные ниже объекты.

Проект реконструкции Национального музея города Владикавказа
Это наиболее живописный и композиционно свободный из отобранных объектов компании «Стиль». Для авторов этот проект – попытка сохранить непреходящие – одновременно городские и природные ценности. Того самого Владикавказа — «тёплого, доброго, черепично-кирпичного» с неяркой, мягкой светотенью. С масляным закатным светом – «города с красными вечерами», так поэтично отзывается о нём главный архитектор фирмы Олег Припутнев. По его же словам, обновлённый музей – объект, сложный в своей простоте, который не прочитывается сразу, а, словно закрученная спираль, нуждается в повторном осмыслении. Не только симбиоз старого и нового, но также сочетание горной и равнинной (очень разных – агрессивной и спокойной) архитектур. Так же — место встречи горожан и приезжих в бывшем городе отставных офицеров царской армии.

После обновления комплекс не только даст возможность сохранить и экспонировать сокровища истории, но также соединит важный городской элемент — парк с не менее значимым проспектом Мира. Такое соединение обеспечивают «плавающие» округлые формы новых музейных корпусов, вырастающие из своих плоских подобий – газонов, застилающих прилегающую территорию, и поддержанные абрисами подпорных стенок дворового благоустройства. Эти городские и в то же время природные элементы со стенами из особенного местного кирпича (тёплого, «пластилинового», по выражению О.Припутнева) — составляют основную тему проекта. Между корпусами оставлены свободные проходы для прогулок по территории, приводящие в городской парк.
Наклонные кровли музейных корпусов имитируют зелень газонов, а невысокие округлые кирпичные стены подступают к сохраняемым объектам. Живописные абрисы новых зданий принимают в свои мягкие объятия исторические музейные постройки.
Национальный музей во Владикавказе, коллекции которого начали формироваться еще в 1890-е гг. — один из старейших на Северном Кавказе. Он насчитывает около трехсот тысяч экспонатов основного и научно-вспомогательного фонда.
Наиболее интересные собрания музея — археологические коллекции, охватывающие огромный период, начиная с эпохи Энеолита и заканчивая поздним Средневековьем. Экспонаты музея представляют около 20 археологических культур разного времени.
Новые корпуса музея, вырастая из земли, отчасти сами становятся почти археологическими объектами, словно соединяющими в себе остатки круглых и прямоугольных построек времен Кавказского Энеолита.
Авторы предполагают, что со временем стены зданий музея оденутся вьющейся цветущей зеленью различных оттенков, а свет в пространстве музея станет волшебным. Теплое южное солнце, двигаясь с востока на запад, сделает архитектуру округлых корпусов светлой и изменчивой — привлекающей внимание, очаровывающей.
Фасады старого музея сохраняются авторами в первоначальном виде, учитывая, что комплекс — важная градообразующая часть исторического центра города. Концептуальные изменения претерпевает Дом быта, вошедший в пространство музея. В его раскрытый каркас, закрепляющий угол двух улиц, помещается новый скругленный объем меньшей высоты.
Функционально музейный комплекс делится на три составляющие: здания временной экспозиции, постоянную экспозицию и рекреационную зону. Благополучное решение технологических вопросов – заслуга московских специалистов во главе с А.В.Анисимовым. Фондохранилище, сохраняя возможность размещения в наземных постройках 2-й очереди, уходит под землю, отвечая современным тенденциям проектирования музеев в исторической застройке. Здесь же расположатся основные инженерно-технические службы и коммерческая зона — сувенирные магазинчики, интернет-кафе, кинозал.

В последнее время музеи перестают быть только «храмами наук и искусств», все шире развивая рекреационные и развлекательные функции, привлекая самые широкие слои населения. В данном случае это вполне оправдано близким соседством музейного комплекса с городским парком, что значительно расширяет молодежную аудиторию и способствует формированию живой экономики.
Очень традиционный, несмотря на остросовременный образ, обновленный Национальный музей Владикавказа наверняка станет одним из фокусов культурной жизни республики.


Площадь участка – 1,3 га
Площадь застройки – 5 829 м2
в т.ч. первая очередь – 2 799 м2
Общая площадь – 10 232 м2
в т.ч.первая очередь – 6 291 м2
Строительный объем – 72 827 м3
в т.ч. первая очередь – 42 135 м3

Проектировщик — группа компаний «Стиль». Авторский коллектив:
О.И.Припутнев, Р.Э.Цопанов, Т.В.Кудзиев, Г.А.Миронов, И.Г.Уракова, М.С.Кокова (Владикавказ), А.В.Анисимов, О.С.Семенова (Москва).
Инициатива — глава РСО-Алания Т.Д.Мамсуров, Правительство РСО-Алания.

Комплекс правительственных зданий Чеченской республики
Этот объект, принимая эстафету округлых форм у комплекса владикавказского республиканского Музея, в отличие от его живописной композиции, очерчивает дисциплинирующее (хотя и разомкнутое) кольцо.
Новый комплекс Правительства Чеченской республики располагается в центральной части Ленинского района г. Грозный, на свободном от застройки берегу реки Сумжа, там, где она делает свободную петлю в восточном направлении, возвращаясь к своему руслу. Новый комплекс открывается на все стороны света. Именно здесь в 1818 г. была основана крепость Грозная, и, может быть, именно ее исторический образ подсказал авторам смелую идею замкнутой открытости.
Старую крепость сменило солдатское предместье, потом — военные поселения. В совсем недавнее время здесь располагался сквер имени А.П.Чехова. А теперь проектируется символ общественного единения. Именно эту идею авторы проекта стараются воплотить в жизнь.
Согласно авторской трактовке, круг – главный символ единства. Напряженная дуга из трех зданий, в которых расположены Администрация Президента, Парламент и Правительство, символизирует стремление действующей власти объединить весь чеченский народ, направив к созиданию.
Дуга составляет ровно три четверти круга. В центральном северо-восточном здании – высотном всплеске дуги – расположен аппарат Президента Чеченской Республики, левое северо-западное крыло занимает Правительство, а правое юго-восточное – Парламент. Этажность изменяется от флангов к середине дуги с 4-х до 9-ти этажей. В центре каждого из дугообразных зданий расположен остекленный, просматриваемый насквозь, атриум, олицетворяющий прозрачность деятельности власти.
Смысловой и композиционный центр комплекса – заглублённый в планшет круглого двора полусферический купол, который вмещает общий зал для собраний на 500 человек.
Формализованная в архитектуре идея единства и созидания распространяется на окружение комплекса: рядом восстанавливается Нефтяной институт, построена мечеть имени Ахмата-Хаджи Кадырова. Архитектурно-градостроительное единство власти, научной мысли и духовности призвано засвидетельствовать начало новой жизни республики. Тем не менее, символическая составляющая не перегружает архитектурное пространство комплекса, сохраняя чистую, легкую и довольно крепкую композицию.


Площадь участка – 4.08 га
Площадь застройки – 8 420 м2
Общая площадь — 23 965 м2
Здание Правительства Чеченской Республики – 7 235 м2
Здание Администрации Президента Чеченской Республики – 10 795 м2
Здание Парламента Чеченской Республики – 7 235 м2
Актовый зал на 500 чел. – 2 395 м2
Закрытый отапливаемый переход – 57 м2
Галерея (стилобатная часть) – 2 961 м2
Строительный объем – 152 058 м3

Проектировщик — группа компаний «Стиль». Авторский коллектив:
О.И.Припутнев, Р.С.Семенченко, А.С.Распопов, О.М.Колесова, Т.В.Кудзиев, Р.Э.Цопанов, С.К.Кайтуков, Л.И.Хугаева, М.Г.Семенченко, Е.А.Хацаева, Т.Д.Исаева, Ю.А.Шильцова, М.С.Гергиева (ООО «Стиль»), Д.А.Кадиев, С.-А.Ю.Муртазаев (ООО «Модернпроект», г.Грозный).
Заказчик — Правительство Чеченской Республики

Грозненский Государственный нефтяной институт
Участок, отведенный под строительство, расположен на завершении улицы Первомайской, с северо-запада от проектируемого комплекса Правительственных зданий, в обрамлении улиц Чехова, Красных Фронтовиков и проспекта Орджоникидзе.
Основная идея объекта, определяющая его композицию – стремление к развитию градостроительной ситуации в логике «исторической памяти» особо важного, центрального места города Грозного.
На ось Первомайской архитекторы сориентировали главный вход в учебно-административный корпус, пронизанный атриумным пространством. Это — символическое продолжение улицы, визуально упирающееся в отдельно стоящий овальный объем общегородской библиотеки, но одновременно уходящее в поднебесье.
Высокий, взмывающий атриум со светопрозрачным сводчатым завершением подпирается холмом, который образуют зальные помещения комплекса, примыкающие к основанию главного корпуса. Одновременно атриум объединяет два крыла и, соответственно, два двора институтского комплекса с живописными, озелененными склонами.
7-этажный корпус с атриумом иерархически концентрирует вокруг себя помещения общеинститутского значения – поточные аудитории, спортивные залы, столовую, кафе, музей, актовый зал и рекреации.
Два 4-этажные крыла учебных корпусов, расположенных по обе стороны центральной части комплекса, включают в себя общеобразовательные и специализированные кафедры, в плане образующие замкнутые дворы. Монотонность их фасадных плоскостей разбивают западающие стеклянные вставки (рекреации) с проездами во двор в уровне первого этажа.
Помимо этого композиционного приема, западное крыло включает воссозданный фрагмент исторической стены прежнего институтского здания. Он располагается со стороны входа в административный блок и представляет собой более темный кусок, словно вросший в тело современного корпуса. Административный блок западного крыла в дополнение к учебным кафедрам включает ректорат и другие службы.
В восточном крыле расположен актовый зал на 500 мест с автономным парадным входом, ориентированным на восток, к реке Сунжа. Для работы на город в свободное от учебного процесса время зал обеспечен билетными кассами, гардеробом, санузлами и буфетом. Возможность кинопоказов придает ему общегородское значение, расширяя экономический потенциал института.


Площадь участка – 2,95 га
Площадь застройки – 15 465 м2
Общая площадь – 59 685 м2
Строительный объем – 307 945 м3

Проектировщик — группа компаний «Стиль». Авторский коллектив:
О.И.Припутнев, Т.В.Кудзиев, Р.Э.Цопанов (руководители проекта), Г.А.Миронов, О.М.Колесова, Л.И.Хугаева, Е.А.Хацаева, Ю.А.Шильцова, М.С.Гергиева, С.-А.Ю.Муртазаев, М.А.Керимов, Д.А.Кадиев.
Заказчик — ГГНИ им. Миллионщикова.

Комплекс ЧГУ и проект медицинского факультета ЧГУ
Проектируемый комплекс ЧГУ, расположенный в северо-восточной части города Грозный на пересечении улиц Косиора и Кирова занимает обширную, ныне свободную территорию площадью 100 га. Это целый город, в котором выделена первая очередь реализации – угловой «квартал» медицинского факультета.
Это один из классических «идеальных городов» — квадратный, почти симметричный, с прямоугольной сеткой улиц и подобиями кварталов, включающих различные функциональные зоны учебного поселения. Здесь правят бал геометрия и регулярность.
Главный, классически парадный вход на территорию комплекса сориентирован на ул. Косиора. Он оформлен аллеей фонтанов, ведущей к административно-общественному центру, который представляет собой вогнутый со стороны входной аллеи дугообразный многофункциональный комплекс, включающий административный блок, актовый зал на 1800 мест, общеуниверситетскую библиотеку, столовую с кафе и центр досуга. Общественный центр с трех сторон окружён зеленью большого ботанического сада с разнесенными налево и направо мечетью и домом быта.
По обе стороны от главного входа расположены два крыла учебных кварталов. Каждое из них образует в плане по три квадратных двора с расположенными в них блоками факультетских кафедр, лекционных аудиторий, библиотек и буфетов.
Чуть позади геометрического центра университетского городка, в окружении зелени и открытых площадок расположен центр спорта. Он включает три крытых спортивных зала с легкоатлетическим манежем и плавательным бассейном, а также открытое футбольное поле с беговыми дорожками.
Узкая поперечная полоса инженерных и хозяйственных сооружений (котельные, трансформаторные, насосные, РПТП и ГРП) отделяет от зоны спорта территории двух крестообразных объектов — госпиталя с поликлиникой и профилактория, которые образуют городскую периферию.
Помимо этого в городке располагаются: школа на 1000 учащихся, лицей на 1200 учащихся и жилые дома для преподавательского состава (на левой «окраине»), а также, довузовский центр на 400 мест, инновационный центр, научно-производственный комплекс, общежития для учащихся (на правой «окраине»).
Вся территория университета выложена геометрическими фигурами зелёных газонов с цветниками, кустарниками и деревьями. Вместо заграничных навесных фасадов в отделке применен местный кирпич, что по замыслу авторов создаст дополнительные рабочие места в республике. Лаконичные, красно-охристые параллелепипеды зданий отмечены фрагментами сплошного остекления, «выдвигающимися» из стен цветными объемами, вырастающими на кровле склонами световых фонарей.
Следует заметить, что приемы ландшафтного и архитектурного решения проектируемой застройки в данном случае наиболее близки объектам «архитектуры выживания», представленным в «АВ» в 2006 г.


Площадь всего участка – 100 га
Площадь застройки – 6 416 м2
Общая площадь – 28 554 м2
Строительный объем – 123 925 м3

Проектировщик — группа компаний «Стиль». Авторский коллектив:
Р.Э.Цопанов, О.И.Припутнев, Т.В.Кудзиев, И.В.Чаленко, С.К.Кайтуков, Г.А.Миронов, И.Г.Уракова, М.Г.Семенченко, Р.С.Семенченко, С.Р.Семенченко, А.Р.Семенченко, Л.И.Хугаева, Е.А.Хацаева, Ю.А.Шильцова, М.С.Гергиева, М.С.Кокова.
Заказчик — Чеченский Государственный Университет

P.S.Функциональность и простота снова востребованы. Добротная и долговечная архитектура вновь выдвигается на главные позиции. В окружении эгоцентричных, кричащих зданий внимание того, «кто понимает», всё более притягивают дома лаконичные и сдержанно, но элегантные.
Привлекательными становятся здания-скульптуры, скупо обработанные геометрические тела которых при дефиците декора уже в своих формах несут ощутимый эмоциональный заряд. Их выразительность, часто основанная на архитектурно-художественном приёме, поддерживается широким спектром недорогих, местных отделочных материалов.

В большой мере это относится к представленным в нашей статье социально предназначенным и социально значимым объектам – наследникам той самой «архитектуры выживания».

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о