Дизайн

АРХИТЕКТУРНЫЕ ПРОГУЛКИ ПО ОСЛО

Новая штаб-квартира издательского дома «Гилдендал» на площади Сейестедс в Осло. Архит. С.Фен.
Исторический экстерьер полностью сохраняется – при замене устаревшей внутренней структуры. С подачи клиента в образуемом роскошном внутреннем дворе – по сути, городской площади, куда выходят офисы – ставится копия материнского издательства – «домик из Копенгагена». Богатое пространство вступает в диалог с не менее богатой пластикой открытого бетона и дерева, что подчеркнуто постоянно меняющимся освещением. Свет льется из 18-ти световых колодцев, устроенных над смысловым центром комплекса, имеющих разную конфигурацию и варьируемый угол наклона стеклопакетов.


Пристройка к Национальному архитектурному музею в Осло. Архит. С.Фен

В данном случае Сверре Фен выступает в качестве реставратора старого классицистического здания и архитектора контрастного ему нового корпуса. Установка на интравертность нового здания обусловила характер проектного решения: квадратный в плане стеклянный павильон окружен массивными бетонными стенами, могучий наклон которых рифмуется с фортификациями старой крепости прямо напротив Музея. Тем самым изнутри посетитель может лицезреть небо и узкую ленту окружающей застройки. Дерево, стекло, открытый бетон, металл – излюбленная палитра выдающегося норвежского архитектора.


Дом учителя на улице Остерхауз в Осло. Проектировщик – Element Arkitekter (К.Вигандер, В.Кнутсен и др., худ. Й.Саннес

Здание образовательного центра, расположенного в не слишком благополучном районе к востоку от исторического ядра, имеет две взаимосвязанные особенности: низкий уровень энергопотребления и принтованный стеклянный фасад ахроматического рисунка, составленного в основном из латиницы. Первый достигается как использованием соответствующих материалов, так и благодаря инженерно-техническим ухищрениям – от устройства десятка энергетических колодцев до применения теплового насоса – с 3-5-летним сроком окупаемости. Второй, претендующий скорее на авторскую оригинальность, нежели на принципиальную новизну, дополнительно динамизируется благодаря параллельно расположенной главной лестнице. Авторы предусмотрели еще ряд фишек – от сплошь забранного доской прохода во внутренний двор до устройства мини-кофебаров «самбери» на промежуточных площадках лестницы.


Средняя школа на 320 учащихся в Гьердруме. Проектировщик – Кристин Ярмунд Arkitekter.

Школу, недавно завоевавшую один из национальных призов в области архитектуры, отличает ряд особенностей: размещение всех функций в одном уровне; расположение спортивной части по соседству со зданием; наличие мощного стягивающего центра в лице «городского площади» – круглого внутреннего двора, в социально-коммуникационном плане имеющего продолжение в огибающей рекреационной зоне; отказ от коридорной системы; разнообразие пространственного сценария, предполагающего совмещение в рамках единого возрастного блока (всего их 4) различных учебных помещений – от open-space до традиционных классных комнат; активное использование цвета, в том числе в ориентационных целях; вынесение инженерной начинки в четыре возвышающихся над кровлей разноцветных бокса. Предусмотрено выгораживание отдельных сегментов комплекса с целью их использования городским коммьюнити во внеучебном режиме. Задействовано множество остроумных архитектурных ходов – это и организация мини-атриумов, служащих как для учебных занятий, так и обеспечивающих дополнительное освещение, и устройство наклонной стены в наружной рекреационной площадкой, ориентированной в направлении открытого спорткомплекса, и предусмотренная интерьерно-экстерьерная сцена-круг, играющая связующую роль между внутренним и внешним.


Церковь Мортенсрюд в Осло. Проектировщик – Йенсен & Скодвин Arkitektkontоr AS.

Протестантская церковь расположена на холме, в непосредственной близости от одного из неблагополучных районов к востоку от исторического ядра. Под нее отдан вытянутый участок, что определило логику проектного решения: приходской центр с воскресной школой и собственно церковь размещены по обеим его сторонам, образуя уютную площадку посредине. Архитекторы максимально бережно отнеслись к ландшафту, сохранив как существующие сосны во внутреннем дворике, так и выходы скальной породы внутри зала. Другой особенностью является намеренное сопоставление различных материалов – стеклянных и бетонных стен, профилированной металлической кровли, внутреннего обвода стен из сложенных всухую разноразмерных слэбов, деревянных деталей. Однако самая большая интрига – это взаимодействие, в том числе световое, между легкой холодной стеклянной оболочкой и теплой, зависшей в напряжении, декоративной стеной – тяжелой, каменной, с проблесками, образующими дивной красоты панно.
Как обычно, архитектура оказывается следствием противоборства авторов с заказчиком и подрядчиком, пусть и не образующими монолита, как у нас, но тоже не склонными потрафлять всяким смутным волеизъявлениям.



Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о