Дизайн

ЗАНИЖАЯ «ИНДЕКС БОГАТСТВА»

С XIII Фестиваля архитектуры и дизайна интерьера

В середине марта в Доме на Брестской прошел XIII Фестиваль архитектуры и дизайна интерьера «Под крышей дома…», организованный Информационно-технологическим центром Москомархитектуры и Архитектурно-строительным центром «Дом на Брестской». Перед вами – заметки члена жюри конкурса, главного редактора «АВ» Дмитрия Фесенко.

Главный тренд, сразу бросающийся в глаза – видимость экономического восстановления, в нашей сфере проявляющегося в очевидном росте «индекса богатства» экспонируемого. Особенно явственно это предстает в номинациях «Реализованный загородный жилой дом» и «Жилой интерьер». Обнаруживший себя в прошлом году эконом-вектор успешно отжимается, соответственно коэффициент жирности устремляется вперед и вверх. Однако если взглянуть на итоговый перечень лауреатов, то эта респектабельная тенденция оказывается сокрытой, по крайней мере – здорово разбавленной вследствие, так сказать, умелых действий жюри, а по правде – так его демократических предпочтений.



Со стороны количественная и качественная неравномерность представленности различных номинаций – это, правда, скорее не тренд, а константа — не слишком ощутима. Такого рода перекосы также приходится корректировать в ходе работы жюри.
Явным лидером оказываются загородные жилые дома. Количество претендентов здесь как минимум троекратно перекрывает число премий. В этой связи, а также ввиду несопоставимости сверхвысокобюджетных и просто бюджетных объектов (последних – не в пример меньше) прозвучало предложение разбить первую номинацию на две. В конце концов, был найден другой, менее радикальный выход, можно сказать, Соломоново решение – разделили 1-ю и 2-ю премии, подобрав соответствующие пары. От первой категории выступали претенциозно-прецизионные резиденции А.Мосина и В.Плоткина – О.Головиной, от второй – не так чтобы совсем бюджетные, но все же и не олигархические дома Н.Белоусова – К.Логиновой и В.Стадникова – М.Гареева. К этой последней – вменяемой – категории принадлежит и завоевавший «бронзу» жилой дом С.Гикало – А.Купцова. Срежиссированное противостояние наглядно демонстрирует особенности первых – как правило, это хладнокровный неомодернизм, проявленный в материаловедческой рафинированности и перфекционизме деталей и стыков, и вторых – регионализм без намека на сантименты с его выборочной обращенностью к местным архетипам при смелом использовании и столкновении между собой старых и новых материалов и фактур – титаноцинка, крашеного железа, нецилиндрованного бревна либо бруса, доски, штукатурки.


В.Стадников, М.Гареев. Индивидуальный жилой дом с галереей. II премия в номинации «Реализованный загородный жилой дом».

Вслед за загородным жильем поспевают жилые и общественные интерьеры, также собравшие обильный урожай. И здесь превалирующий буржуазный уклон пришлось малость поумерить. Демонстративная структурность квартиры на Крюковом канале в С.-Петербурге А.Левчука, чуть смягченная карамельной колеровкой (1-я премия), мужественное упрятывание инженерных систем в открытые взгляду белоснежные пластиковые трубы-кожухи в «Кухне белого дома» бюро «ArchiVolto» (2-я премия), эксцентричное обматывание веревкой деталей конструкций в «Чердаке для чемпионов» бюро «Проектор» (3-я премия) – все три лауреата выглядят почти издевательски по отношению к салонному мейнстриму. И лишь Б.Уборевичу-Боровскому с его очередной выпущенной словно из инкубатора квартирой на улице Климашкина (3-я премия) – устремленные в перспективу прямые, контраст черного и белого, как вариант – серого, введение одной-двух диссонирующих избыточно пластичных либо колористически активных деталей — удалось разбавить этот антигламурный марш.
Правда, в общественных интерьерах диспозиция выглядит не столь определенно, но и здесь вряд ли «Студия 24» А.Козыря, И.Бабака и А.Константинова с ее пиршеством фактур, цветосветовой нюансировкой и остроумным зонированием (1-я премия) или детский клуб в Барвихе от Nefaresearch, пресыщенный лабиринто-пещерными и кислотно-люминисцентными спецэффектами (2-я премия), проходят по олигархическому ведомству. Что касается 3-ей премии, то здесь жюри воспроизвело уже известный прием, разделив ее между добротно-капиталистическим глянцем бутика «Hertz & Lumen» Т.Смирновой и постановочным ультрапрофдемократизмом кафе-бара «Funky Банки» от архитектурного бюро «Планар».
В отличие от первых трех номинаций, где все ломилось, «Декорирование интерьера» и «Деталь», чтобы не попасть в аутсайдеры, требовали подпитки извне – рекрутирования работ из других разделов на усмотрение жюри. Да и то, в первом случае это не помогло – 1-я премия так и не нашла адресата. «Деталь» же в результате выглядит более чем представительно: А.Константинов получил свою вторую 1-ю премию за своего рода наскальные письмена, искусно «проштробленные» в стене-панно «Студии 24». А.Левчук и «Планар» были также отмечены повторно – первый за скульптурную лестницу, второе – за гирлянды банок-светильников в «Funky Банки» (оба – 2-я премия), мастерская Т.Кузембаева удостоилась «бронзы» за дощатую стену-пазл в доме на территории базы отдыха «Лазурный берег» в Подмосковье.
В разделе «Проект-идея загородного дома» в ряд академически серьезных проектов затесался фармацевтически чистый концепт бюро «Progress-88» под названием «Мечты городских (6 соток)», завоевавший 2-ю премию. Это такая инвентаризация – полувшутку-полувсерьез – как проговоренных, так и подспудных наших помышлений о средовой обустроенности, откристаллизованных в сведенные в матричную форму архетипы: от «чистого подъезда» до «площадки для моего пинчера» и «высокой степени безопасности». В нынешних реалиях ничего не остается, как меланхолично проецировать их вовне. Что касается «золота» и «бронзы», то первое досталось недавно победившим с проектом «вертикального сруба» под названием «Вилла (дж)» в конкурсе в Перми А.Рябскому и Д.Барьюдину, вторая – уже первенствовавшему в разделе реализаций Н.Белоусову с его проектом «Склон», представляющим собой очередную авторскую вариацию на тему неомодернистского дома-сруба – все как положено: поднят на столбы, с каскадом почти плоских кровель, с многочисленными выпусками во внешнее окружение в виде террас, лестниц и мостиков.


В.Щетинин. Инсталляция «32 метра». I премия в конкурсе «Две вещи».

В оставшихся двух номинациях – «Предмет в интерьере» и конкурсе «Две вещи» — лидеры не вызывали сомнений. В первой безраздельно доминировал А.Душкин, выставивший сюиту по-конструктивистски рубленых и по-постмодернистски ироничных стульев-кроватей, во втором – В.Щетинин с его известной инсталляцией «32 метра» из дюжины линеек, каждая — живущая собственной жизнью, задающая свой персональный росчерк в пространстве, теперь еще и спроецированных на играющий роль театрального задника дисплей.

Итак, после годичного перерыва ярмарка тщеславия вновь исправно функционирует. Пусть наградной лист и отобранный нами иллюстративный ряд не обманывают читателя – как уже говорилось, это не более чем отражение субъективной позиции жюри. Степень ее воздействия на архитектурный процесс не стоит переоценивать.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о