Архитектура

КРАСНОХОЛМСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК. ХРОНОЛОГИЯ КУЛЬТУРНОЙ ИНИЦИАТИВЫ

В недавнее время в Москве реализованы десятки крупнейших многофункциональных объектов – торгово-развлекательных, торгово-деловых, гостинично-деловых, общественно-жилых и других комплексов. Некоторые из них были представлены в наших публикациях: 2-я очередь Бизнес Парка Аврора на Садовнической набережной (78 770 м2) — №5/2006, Деловой центр на Новоданиловской набережной (40 000 м2) — №4/2009 АВ, Многофункциональный центр Метрополис на Ленинградском шоссе (330 000 м2) — №6/2009, деловой центр Белая Площадь на площади Белорусского вокзала (99 950 м2) — №6/2009, Четыре Ветра на Б.Грузинской улице (75 300 м2) — №1/2010, Баркли Плаза на Пречистенской набережной (23 920 м2) — №2/2010. Это комплексы общегородского формата. Период проектирования и строительства подобных объектов в Москве составляет пять-семь лет.
Напомним, что старейший из многофункциональных гостинично-деловых комплексов «новой волны» – Центр Международной торговли на Краснопресненской набережной проектировался и строился к открытию московской Олимпиады 1980 г. в рекордные по тем временам, но те же сроки – с 1973 по 1979 гг. Первоначально он насчитывал 150 000 м2, а в 2003 и 2008 гг. получил заметные дополнения в 50 000 и 100 000 м2.
Что касается торгово-развлекательных МФК – отработанная схема рекламы, быстрая окупаемость затрат сделали их непобедимыми архитектурными броненосцами, способными внедриться в любое выгодное место города, если надо – зарыться под землю. Кстати, первый в Москве подземный торговый комплекс Охотный ряд общей площадью 62 700 м2 строился удивительно быстро – с 1995 по 1997 гг. – несмотря на проведение необходимых археологических раскопок.
Сегодня многие из московских проектов МФК (надземных и подземных «городов в городе») приостановлены экономическим кризисом. Их перспективы пока что довольно неопределённы, возможно, им далеко до финиша.


Вид на Краснохолмский центр от Новоспасского монастыря.

Мы предлагаем вниманию читателей ещё одну историю из этого ряда: двадцать лет творческих идей и бизнес-программ, преодоления организационных и экономических трудностей и, наконец, завершения строительства. Это Российский Культурный центр на Краснохолмской стрелке в Москве – исторический ансамбль, спроектированный Товариществом театральных архитекторов. Сосредоточим внимание на непростом алгоритме реализации этого проекта, дополнив его описание живыми комментариями одного из авторов постройки — В.Д.Красильникова.


Генеральный план.


Первоначальная идея Центра, 1995 г.

Российский Культурный центр на Краснохолмской стрелке вМоскве.
Генеральный проектировщик:
ООО «Товарищество театральных архитекторов».
Архит. Ю.П.Гнедовский, В.Д.Красильников, Д.С.Солопов,
М.М.Гаврилова, С.В.Гнедовский, И.С.Захаров;
инженеры С.А.Белов, С.Я.Сыроежкина (ГИП).
Участники проектирования:
проектное бюро фирмы «ЭНКА»,
«СантехНИИпроект», институт «Стройфизика»,
ЦНИИЭП Зрелищных зданий
и спортивных сооружений.
При содействии Правительства Москвы.
Проект: 1994-2000 гг.
Строительство: 1995-2010 гг.
Заказчик: ЗАО «Москва – Красные Холмы».
Генподрядчик: компания «ENKA Insaat ve Sanayi A.S.».
Руководители строительства:
Гюрсель Йылмаз, Кенан Шахин.

Место и образ
Времени, затраченного на создание Российского Культурного центра, могло бы хватить на четыре комплекса – идея этого архитектурного ансамбля возникла еще в конце 1980-х годов. Функционально он и состоит из четырех самостоятельных крупных объектов: Делового центра, Дома музыки, Гостиницы и Конференц-центра. Объединяющим элементом служит открытая Площадь Искусств с Арт-галереей. Строительством Конференц-центра в 2010-м году было завершено освоение неординарной, исторически обособленной строительной площадки – треугольного завершения длинного четырёхкилометрового рукотворного острова между Москвой-рекой и Водоотводным каналом. В начале его, как известно, расположена территория бывшей шоколадной фабрики «Красный Октябрь» (ранее товарищества «Эйнемъ»).
Подобные острова существуют и в других европейских столицах, например, в Вене, где длина канала превышает двадцать километров, а Дунай в том месте пересекает около десятка транспортных и пешеходных мостов. Изначальное назначение водоотводных каналов – отвод воды из основного русла реки в случае наводнения или ремонта мостовых опор. Упомянутый венский остров сегодня имеет исключительно рекреационное назначение, в природном окружении на нём размещено несколько объектов культуры.
Собственно нынешний Краснохолмский треугольник как часть острова не был запланирован градостроителями XVIII века. В первоначальных планах Болотный остров доходил только до границы тогдашнего города – нынешнего Зацепского вала (название его произошло от цепи, которая с 1683 г. перегораживала дорогу возле таможни на месте станции метро Павелецкая). Тогда здесь существовали кабаки и харчевни, казённые бани и рынок сплавного леса. Согласно имеющимся историческим планам, в 1807 г. Треугольника всё еще не было – канал поворачивал к Москве-реке вдоль нынешнего Зацепского вала. Однако на карте 1853 г. он уже представлен в виде самостоятельного угловатого островка.
Так или иначе, Треугольник пробился за границу Садового кольца, придав остроту завершению острова. А острых моментов в его истории было достаточно. Даже самому появлению Болотного острова способствовали крайние обстоятельства – эпидемия чумы 1771 г., после которой и решено было серьёзно заняться благоустройством города, ликвидацией болот и борьбой с паводками. Несмотря на эти мероприятия, в 1908 г. весь остров залило во время самого высокого наводнения, когда вода доходила до стен Кремля. Между тем, Краснохолмский треугольник застраивался, хотя до конца 1980-х годов мог похвастаться не столько собственной архитектурой, сколько достопримечательностями окружения. Одно из них – высящийся с 1490-х годов, напротив, за Москвой-рекой и Краснохолмской набережной, Новоспасский монастырь с 72-метровой колокольней, воздвигнутой в XVIII веке архитектором И.П.Жеребцовым.
Отражённый образ монастырских или крепостных сооружений с неприступными стенами, высокими смотровыми башнями, сакральными объектами внутри довольно явно вырисовывался в первых эскизах Артели театральных архитекторов. Впрочем, декоративная театральность образа со временем (а его прошло достаточно много) уступила место более отвлечённым формам.
Изначальная тема цитадели не была чисто внешней метафорой истории места или простым отражением заречной архитектуры. В эпоху нашествия массовой культуры, звёздного часа многочисленных дискотек, которые в 1990-е заполняли площади и стадионы, для сохранения академического искусства, видимо, необходима была «башня из слоновой кости», крепость с культурной агорой внутри. Возможно, этот образ символически противостоял и попыткам реализации альтернативных концепций архитектурного развития места, которые на первых порах предлагали предприимчивые западные компании.

Движущие силы и этапы формирования
Концепция (конец 1980-х – середина 1990-х гг.)

Организационным лидером и харизматической личностью проекта (по крайней мере, на стадии концепции) был известный драматург и сценарист М.Ф.Шатров-Маршак (1932-2010). Будучи секретарём только что созданного Союза Театральных деятелей, заручившись поддержкой М.С.Горбачёва, он выдвигает идею Международного театрального центра.
Прежде чем было создано ЗАО и получено в аренду 7 гектаров городской земли (на которой ранее безуспешно планировался и стадион, и Народный дом), Артелью театральных архитекторов на общественных началах и на средства Министерства культуры было проработано несколько вариантов застройки Треугольника. Исторические рукотворные макеты ТЭО Театрального, а позже – Культурного центра по сию пору выставлены в офисе Артели – там же, внутри Крепости, в верхних этажах надстроенной трансформаторной подстанции. Макет – действенное средство убеждения общественности в архитектурных достоинствах проекта. В итоге Концепция при содействии главного архитектора Москвы Л.В.Вавакина получила одобрительные отзывы в самых высоких инстанциях. Однако ей недоставало главного – финансирования. Государственные источники иссякли, а частные отечественные инвесторы тогда ещё не набрали силу.
Инвестиции в проект Российского Культурного центра пришли вместе с турецким генподрядчиком в 1994 г. Фирма ЭНКА, приглашённая по совету В.И.Ресина, вложила $12 млн. в освоение площадки и первую очередь, войдя с контрольным пакетом акций в ЗАО «Москва – Красные холмы» наряду с Правительством Москвы, фирмой «Реновация» Министерства культуры и Товариществом театральных архитекторов. Это и было главным организационным достижением, итогом разработки Концепции. М.Ф.Шатров стал президентом и председателем совета директоров этого ЗАО, которое сегодня управляет Российским культурно-деловым центром.

Офисная крепостная стена Riverside Towers (1995-2009 гг.)
«Служенье муз не терпит суеты» — включение деловых функций в структуру Культурного центра могло бы показаться инородным, если бы не выверенное функционально-пространственное решение бизнес-компоненты. Из этого «коммерческого материала» была создана крепостная стена, отгораживающая Треугольник от суеты внешнего мира. Первый её элемент – две символические геометризованные башни, соединенные шестиэтажным отрезком – был сооружён на самой Стрелке острова в месте примыкания Водоотводного канала к Москве-реке (его строительство окупилось уже за два года).
Отгораживая новый Центр от оживленной городской территории, расположенной рядом – за Водоотводным каналом, офисная стена приняла на себя не только внешнюю крепостную функцию, но и стала средством внутреннего обеспечения дальнейшего развития Треугольника. Сдаваемые в аренду офисные помещения впоследствии обеспечивали финансирование проектирования и строительства культурных компонент. Очевидно, это помогло проекту пережить и дефолт 1998 г. Обитателями «стены» стали такие авторитетные и состоятельные зарубежные компании, как SAP, Nissan, Jones Lang LaSalle, Cisco Systems, Avaya, Kimberly-Clark, VTB Factoring. Строительство основной части «крепостного сооружения» завершилось в три этапа как раз к 1998 г., и сегодня его присутствие обеспечивает надёжность функционирования экономически более уязвимых объектов культуры.

Международный Дом музыки (открыт в 2002 г.)

Это и есть сакральное содержание МФК, центр сосредоточения академического искусства. Именно для его устойчивого существования возведена треугольная крепость на Стрелке. Для него и проделан двадцатилетний проектно-строительный марафон. В продвижении строительства Дома музыки заметное участие принял В.Т.Спиваков. Это единственное здание, не принадлежащее ЗАО «Москва – Красные холмы», управляемое Департаментом культуры, но построенное на городскую долю отчислений за аренду коммерческой части комплекса. Однако этот инопланетный объект, кажется, готов взлететь в любую минуту. Настолько самостоятелен и независим его парящий образ, напоминающий скорее фантастическую «летающую тарелку», нежели земную академическую архитектуру. Этот Unidentified flying object уже опознан нами в публикации №4/2003 АВ, спустя некоторое время после официального открытия, участниками которого в декабре 2002 г. были президент России Владимир Путин и музыкант Мстислав Растропович.
Если вам удалось побывать внутри этой музыкальной линзы, вы наверняка не устояли перед соблазном прогуляться по выступающему периметру её кулуаров. Оттуда открываются панорамные виды на ближние и дальние окрестности. Это нелишнее дополнение к трем концертным залам разной вместимости, расположенным друг над другом. Светлановский зал – большой филармонический зал с уникальным органом из Германии рассчитан на 1699 мест. Камерный зал, погружённый в цокольный этаж, вмещает 556 зрителей. Наконец, Театральный зал – квинтэссенция первоначально задуманного Театрального центра – с системой трансформации партера и сцены имеет многоцелевое назначение.

Сторожевая башня гостиницы (открыта в 2005 г.)

Гостиничная башня Swissotel Красные Холмы в пять звёзд – действительно бельведер, предназначенный для гостей Культурного центра. Имея высоту 165 м, гостиница вмещает 233 жилых номера. Её композиционное решение продолжает тему оборонительных построек, условно соответствующих архитектурному прототипу. С функциональной точки зрения – это зеркальные антиподы крепости, не отталкивающие, а привлекающие посетителей.
Для москвичей, в начале 2005 г. не знакомых с концепцией Краснохолмского Культурного центра, появление башни было откровением. Как только цилиндр гостиницы вытянулся во весь рост – его стало отчётливо видно с Красной площади. Если стоять на ступенях воссозданного в 1993 г. Казанского собора, башня обозначится как раз между собором Василия Блаженного и Спасской башней Кремля. О чём это говорит? О том, что Красную площадь можно наблюдать в ответ из гостиничных окон, по крайней мере, с башенной вершины 34-го этажа, из остеклённой полусферы панорамного бара…

Конференц-центр (открыт в 2009 г.) и арт-галерея (открыта в 2010 г.)
Бастион конференц-центра символически закрепил последний угол Краснохолмского Треугольника, который оставался незастроенным на всём протяжении формирования комплекса. Несмотря на неприступный вид, центр располагает семью комфортабельными залами, в том числе, просторным Бальным на 500 человек, а в целом позволяет проводить крупные мероприятия до 1000 посетителей.
Функционально и организационно конференц-центр связан с гостиницей, поэтому функционирующая в нем кухня и банкетная служба управляются подразделениями компании Swissotel Hotels & Resorts. Таким образом, здесь могут проводиться не только деловые переговоры, научные семинары и конференции, но также праздничные церемонии и торжественные приёмы.
Арт-галерея – небольшой элемент комплекса, расположенный между Площадью Искусств и офисной «стеной». Это универсальное экспозиционное пространство, позволяющее устраивать разноплановые выставки.

Заключение
Изначально задуманный архитекторами целостный градостроительный ансамбль реализован благодаря последовательному и живому проектированию: сохранению стратегических композиционных решений проекта и тактическим импровизациям, в том числе стилевым, учитывающим «веяния времени». Эта непростая задача была решена в условиях динамично меняющегося окружения, в частности – активной реконструкции соседней территории бывшего Краснохолмского текстильного комбината и противоположного берега канала.
К началу 2011 г. строительство комплекса в целом окупилось, и объект начал приносить чистый доход. Обычного для современной практики раздувания коммерческой составляющей МФК во время строительства удалось избежать, что обеспечивалось рациональной бизнес-программой, участием городского правительства и твердой профессиональной позицией авторов проекта. Творческая, организационная, финансовая поддержка целого ряда авторитетных субъектов обеспечила непрерывную эстафету возведения взаимодополняющих элементов комплекса.
Современные многофункциональные комплексы – феномен новой городской культуры, который отчасти заменил собой театры, музеи и концертные залы. Во всем мире МФК давно стали интернациональными общественными объектами, синтезирующими достижения самых разнообразных культур. Уже не первое десятилетие доступное, массовое шоу торговли и развлечений – любимый и доступный вид время препровождения многих москвичей и гостей столицы.
Общественный центр на Красных Холмах – своего рода культурная крепость, которая закрепилась на треугольнике земли, обжитом артелью Театральных архитекторов и её соратниками. В некоторой степени это – альтернатива традиционным МФК. Неприступный вид – театральный приём, который искушённая интернациональная публика легко преодолевает, овладевая стенами, башнями, бастионами. Официальное название и действительное назначение Театрального, Культурного, а в итоге – Туристического Центра – приём гостей. Это уникальный объект делового и культурного туризма международного уровня.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о