Архитектура

НОВЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАРКИ МОСКВЫ

Два комплекса от компании Архпроект_2

В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал…
А.С.Пушкин. Евгений Онегин

Заметным явлением в застройке Москвы последнего пятилетия стали Архи-парки – ориентированные в природу крупные деловые, жилые, многофункциональные комплексы. Понятие «парк» пришло к нам из латинского языка. В упрощенном понимании parricus – «отгороженное место» (не только для деревьев, но также, например, для автомобилей и теперь …для зданий).
К примеру, компания ИНТЕКО располагает в Москве целой коллекцией архитектурных парков: жилых – Чемпион-парк, Гранд-парк и деловых – НьюТон_парк, Фьюжн_парк, Аэро_парк, Космо_парк, S_парк. Конечно, в первую очередь модную приставку связывают с близостью природы. Вместе с тем декларируется, что это комплексы зданий, объединенных общей концепцией, управлением и территорией, обладающих уникальной собственной инфраструктурой. Утверждается, что городские центры нового поколения совмещают все необходимое для комфортного проживания, ведения бизнеса, отдыха и творчества. Но главное, что здесь создается редкая «парковая» атмосфера – архитектурные сооружения сочетаются с большими площадями озеленения. Видимо, здания отгорожены вместе с природой, хотя управляющие компании порой гордятся открытостью, доступностью своих бизнес-парков для проживающего рядом населения (см. нашу публикацию о Кантри-парке в подмосковных Химках — АВ, №6(117)/2010). Насколько новый феномен отличается от «города-сада» – старой идеи, которую не так давно и, казалось бы, успешно воплощали последователи Корбюзье?
У нас есть возможность ближе познакомиться с двумя строящимися объектами — Многофункциональным жилым комплексом Чемпион-парк и Многофункциональным деловым комплексом НьюТон_парк. Оба спроектированы по заказу ИНТЕКО в одной московской мастерской – АрхПроект_2, но не только это их объединяет.

Много общего в расположении двух комплексов:
— сопредельность с регулярной, микрорайонной жилой застройкой (Олимпийская деревня конца 1970-х и район Матвеевское конца 1960-х);
— живописное природное соседство (водоем реки Самородинки и пруд речки Навершки, зелень речных пойм и яблоневого сада);
— близость транспортных магистралей (Мичуринский проспект – улица Лобачевского и треугольник Аминьевского шоссе – Южного дублёра Кутузовского проспекта – улицы Мосфильмовской).
Да и вообще они располагаются почти рядом, «через дорогу» — по разные стороны Аминьевского шоссе, переходящего в улицу Лобачевского, на расстоянии в два километра друг от друга.
Близка и архитектура комплексов. Оба они вольно или невольно продолжают тему советского модернизма, заложенного в жилых образованиях одного и того же архитектора, Е.Н.Стамо – регулярно и живописно расставленных плашек и столбиков жилых домов, подцвеченных красками социалистического оптимизма на благоустроенной, озелененной территории.


Волнорез жилой пластины — вид со стороны центра.

Евгений Николаевич Стамо учился в МАРХИ у В.Н.Симбирцева и Л.В.Руднева. Помимо проектов жилого района Матвеевское (с 1966 г.) и жилого комплекса Олимпийской деревни (Государственная премия СССР 1981 г.) разрабатывал проекты планировки и застройки кварталов на Фрунзенской набережной (1949-1958), кварталы на Ленинском проспекте (1957-1959), в Несвижском и Хользуновом переулках (1966—1969).
Но перейдем к его сегодняшним последователям.

Многофункциональный жилой комплекс Чемпион_парк
Это место, где встречаются пунктиры речек — Очаковка, Раменка, Самородинка. Последняя образует живописную загогулину пруда (совсем неподалеку, кстати, находится и Большой Очаковский пруд). Когда-то на берегах Самородинки располагались деревни Дальнее Беляево и Никольская. Потом вблизи нее раскинулась московская Олимпийская деревня – архитектурная достопримечательность конца 1970-х годов, которая противопоставила живым изгибам водоемов свою прямоугольно-регулярную структуру. А в 1991 г. долина Самородинки была объявлена памятником природы, и, видимо, эти экологические ценности привлекли сюда (почти через 30 лет после Олимпиады) новую спортивную архитектуру Чемпион-парка.


Ситуационный план.

Новый комплекс подхватил «олимпийскую» тему эпохи развитого социализма, с её многокрасочно-светлыми и лаконичными формами. Можно было бы назвать комплекс логичным завершением Олимпийской деревни, если бы не твердая уверенность авторов в том, что это ее начало. Выходит, что здесь представлен если не асимметричный вариант пространственно-временного континуума, то, по крайней мере, встречное движение пространства и времени. Позиция архитекторов основана на том, что наиболее выигрышным, парадным является восприятие комплекса при движении из центра города по Мичуринскому проспекту.
Вначале навстречу вам покажется ребро элегантно заточенной 15-18-этажной жилой пластины Чемпион-парка, а вслед за ней за низкими офисными постройками вырастет диагональный строй четырёх разновысоких квадратных башен, объединенных попарно. И только потом взгляду открывается череда построек «старой» Олимпийской деревни.
Пропорции 21-23-этажных жилых высоток нового комплекса позволяют назвать из стройными, а предусмотренные авторами просветы помогают избежать эффекта слияния их в единый массив. Завершения башен выделены высокими остекленными террасами для обитателей верхних этажей. Многоцветье фасадов (крашеный минерит), разделенных на плоскости пастельных тонов, напоминает о цветах олимпийских колец, и, возможно, позволит будущим жильцам соотнести место своего проживания с каким-то из пяти континентов. Впрочем, архитектура, как и музыка, в большинстве случаев старательно избегает прямых цитат, и наши догадки, скорее всего, останутся достоянием читателей АВ.


Планы 1-го и 2–15-го этажей.

Организация участка во многом определена полосой инженерных коммуникаций, которая делит комплекс на две самостоятельные части. В «передней» половине располагается 15-18-этажный жилой дом с встроенно-пристроенными помещениями дошкольного учреждения на 75 мест. В «задней» — те самые жилые здания в виде сдвоенных башен переменной этажности, малоэтажный корпус нежилого назначения, занимающий западный угол территории, и одноэтажный технический корпус, включающий въезд в подземную автостоянку.
Входные зоны домов-башен обращены в сторону водоёма; входы в арендуемые помещения организованы главным образом со стороны прилегающих улиц. Окна квартир ориентированы преимущественно на парк.
В домах предусмотрены 1-4-комнатные квартиры, площади которых составляют от 45 до 125 кв. метров. На верхних этажах высоток располагаются квартиры повышенной комфортности с просторными террасами.
Протяженный Г-образный объем четырехэтажного офисного корпуса защищает дворовую территорию от оживленной магистрали, обеспечивая уют и безопасность для будущих жителей и их детей. Благоустройство территории учитывает интересы различных возрастных групп. Для детей младшего возраста предусмотрен детский городок, для подростков – спортивные площадки, для взрослых – зона отдыха.

Офисно-гостиничный комплекс НьюТон_парк
НьюТон_Парк так же расположился по соседству с природным анклавом, подровняв пятно яблоневого сада, распластавшегося в треугольнике городских магистралей. Каждую осень здесь опадают яблоки, по-прежнему иллюстрируя закон всемирного тяготения, открытый Исааком Ньютоном (согласно легенде, в собственном саду, в графстве Линкольншир 345 лет назад). Сад НьюТон_парка выглядит регулярным укрощенным прямоугольником, но совсем близко, за Аминьевским шоссе, сверкает поверхностью живописный водоем речки Навершки. И хотя за ним символом урбанизации дымятся трубы и градиры Очаковской ТЭЦ, их геометрическое великолепие не умаляет природных достоинств необузданного зеленого окружения, отвечая новой геометрии офисно-гостиничного комплекса.
Если Чемпион_парк его авторы трактуют как новое начало Олимпийской деревни, то НьюТон_парк – завершение района Матвеевское. Восприятие нового комплекса будет наиболее выгодным при движении с севера по Аминьевскому шосее. Минуя 12-подъездную жилую пластину, вы увидите НьюТон_парк в эффектном ракурсе с овальной башней гостиницы на переднем плане. Масштабный комплекс старается спрятаться за своим садом, в свою очередь, прикрывая социалистический градостроительный комплекс Матвеевского.
НьюТон_Парк столь же демократичен по архитектуре, как и его спортивный собрат, Чемпион_Парк, однако в его облике проглядывает легкий оттенок респектабельности. Она круглится прозрачным стволом лестнично-лифтовой шахты, заоваленным ребром одного из корпусов, отражается в крупных плоскостях цельностеклянных блоков и воздушных переходов, оттеняется навесом над колоннадой гостиничного завершения (панорамного ресторана), растекается по территории обширным стилобатом. Цветовые включения здесь более локальны и одновременно ярки; скорее графичны, нежели живописны. Они детализируют и одновременно дисциплинируют крупную объемную пластику офисных корпусов.


Пространственные лабиринты архитектурного комплекса противопоставлены плоскостной регулярности яблоневого сада.

Сочетание строгой геометрии и композиционной раскованности – довольно устойчивая ассоциация с застройкой Матвеевского (например, веерной расстановкой зданий и первым в Москве циркульным домом, отзвуком которого вполне могла стать овальная башня гостиницы). Но не только жилой район, но и соседний гаражный комплекс с его острой и прагматичной планировкой могли подсказать архитекторам эффектное и рациональное решение. В итоге эта динамичная композиция, которая вобрала в себя площадь более 230 тыс.кв.м и максимально сохранила легендарный яблоневый сад, обеспечила Архпроекту-2 победу в конкурсе.
Стилобат строящегося комплекса вмещает входные группы офисных корпусов, предприятия питания, вестибюль гостиницы, технические помещения, автостоянку. Под стилобатом расположена двухуровневая подземная автостоянка, въезд в которую осуществляется по трем двупутным рампам, рассредоточенным по территории комплекса.


Планы 2-го и 15-го этажей.

Строящийся комплекс будет включать гостиницу на 200 номеров и группу офисных корпусов, расположенных на стилобате плотной шеренгой с шагом в 18 метров параллельно Матвеевской улице (и будущему дублёру Кутузовского проспекта). Исключение составляет восточный корпус, вытянутый вдоль железной дороги (продолжения улицы Мосфильмовской). В итоге преобладающее число офисов сориентировано на яблоневый сад. Четырёхэтажные обитаемые перемычки организуют внутренние функциональные связи между офисными корпусами. Четырёхэтажные арки-проемы над стилобатом обеспечат непрерывность внешнего функционирования. Вестибюли офисов расположены частично на 1 этаже в средней части комплекса, частично – на 2 этаже (вход с уровня стилобата). В них, помимо служб контроля доступа, располагаются киоски и прилавки торгово-бытового обслуживания. Входные группы 1-го этажа объединены с входами в предприятия питания. Вход в гостиницу изолирован и находится непосредственно под зданием гостиницы в уровне первого этажа. Все основные входы в комплекс архитекторы постарались расположить со стороны существующего яблоневого сада, который будет тщательно восстановлен и обновлен согласно проекту благоустройства.


Ситуационный план.

Что нового?
Микрорайоны «города-сада» ХХ века до сих пор напоминают парковки домов-автомобилей разных марок. При их экономичной расстановке самым главным было соблюсти ряд параметров. Это противопожарные разрывы, требования проветриваемости, инсоляции и освещенности, радиусы доступности учреждений обслуживания, баланс территории (включающий нормируемое озеленение не менее 30% площади квартала).
Высота домов в «жилых парковках», как правило, составляла 5 этажей, за исключением 9-12-этажных акцентов, а плотность квартальной застройки редко превышала 10 тыс.кв.м/га. Чаще всего «машины для проживания» располагались на свободных территориях, что предоставляло проектировщику выбор варианта расстановки — широтного, меридионального или диагонального (в микрорайоне Матвеевское применена более живописная веерная застройка и уникальный Круглый дом). Скверики, дворы и обочины дорог засаживались «быстрорастущими» деревьями и кустарниками.
Подход к проектированию административных, научно-проектных, учебных комплексов тоже определялся принципами Корбюзье, в том числе, касательно плотности застройки и преимущественно рассредоточенного озеленения и благоустройства.
Нынешние Архи-парки заметно подросли. Высота зданий в Чемпион-парке и НьюТон_парке достигает 23-х этажей. Плотность застройки составляет соответственно 40 и 45 тыс.кв.м/га. Этот современный вариант уплотнения (не точечного, а комплексного) опирается на намеренное соседство с существующими природными территориями – «парковками» деревьев (будь то живописная пойма Олимпийской Самородинки или регулярная посадка НьюТоновских яблонь).
Как правило, современные Архи-парки используют существующий природный потенциал городских районов, располагаясь на стыке урбанизированных (иногда производственных) и зеленых территорий. При этом коммерческие комплексы всегда меркантильны и готовы, при всей инженерной оснащенности, поддерживать и развивать приобретенную природную среду как выгодный, привлекательный компонент или дополнение собственной структуры.
Их остроумные названия выгодно имитируют народные прозвища, которыми население всегда и повсеместно награждало заметные городские новостройки.
В итоге новые Архи-парки становятся не рядовыми посадками типовых домов, а действительно свежими, уникальными архитектурными объектами – мощными градостроительными и социально-средовыми ориентирами.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о