Без рубрики

СИНКРЕТИЗМ КАК ОТПРАВНАЯ ТОЧКА

Со Второго Международного Фестиваля «Зеленый проект 2011»

В начале ноября в ЦДХ состоялся Второй Международный Фестиваль инновационных технологий в архитектуре и строительстве «Зеленый проект 2011», организованный СА России и издательским домом «АРД-Центр». По сравнению с прошлым годом зафиксирован более чем двукратный прирост работ конкурсантов, появились и новые экспозиционные разделы. В то же время, по свидетельству члена жюри Фестиваля В.А.Чурилова, налицо сокращение числа реальных претендентов на лауреатство — иначе говоря, поубавилось достойных работ.


Алексей Буйнов. Церемония открытия

Любое начинание, как правило, поначалу отличает недифференцированность состояния, то, что называется первозданным синкретизмом. Последующее же развитие ведет к усложнению, филиации, обогащению данного проекта – будь то творческое течение или, скажем, фестиваль. Если говорить о программе Фестиваля «Зеленый проект», то здесь перечень номинаций пока ограничивается элементарной жанровой структурой – «Постройки», «Проекты», «Концептуальные проекты», «Студенческие работы».
Практически в любом из разделов присутствуют работы, идеально вписывающиеся в базовое определение устойчивой, экологической, энергосберегающей архитектуры. В номинации «Постройки» это, к примеру, ставший победителем «Активный дом» в Наро-Фоминском районе Подмосковья (компания «Загородный проект», архит. А.Трушиньш, А.Леонов, С.Васильева), позиционируемый как один из первых в наших пенатах объектов, предполагающих комплекс энергоэффективных решений – помимо планировочных средств и применения дерева это и солнечные коллекторы, и геотермальный насос, и естественная вентиляция, и автоматическая солнцезащита (см.: АВ, 2011, №5).
Однако большинство проектов все же отличает выборочное привлечение той или иной (или нескольких) технологии либо вовсе сосредоточенность на отдельной составляющей экологического подхода. Так, много было чисто ландшафтных работ — возьмем, скажем, благоустройство территорий мечетей в Грозном и селении Центарой (архитектурное бюро «Архисоло») или сюиту фонтанов и памятники в Санкт-Петербурге (архитектурное бюро «Грандтерьер-Атриум»). Другой пример – ресторан «Чайхона №1» в ТЦ «Метрополис» в Москве (архитектурное бюро «Brightlight / Glavbar»), где особое внимание было уделено автоматизированному управлению освещением. Есть и за уши притянутые работы – так скажем, экообъекты в кавычках: это некоторые индивидуальные и многоквартирные дома, а также интерьеры. Так ведь любой дом или квартиру с преимущественным раскрытием на восток или на запад, теплыми полами от DeVi и LED-светильниками можно причислить к классу энергоэффективных зданий.
В принципе имеются как минимум четыре основных параметра, вносящих свою лепту в экологическую устойчивость того или иного объекта. Это архитектурно-планировочное решение, используемые материалы, внимание к ландшафту в его широком понимании, наконец, задействованные энергосберегающие технологии. Не исключено, что в будущем какие-то из них могли бы послужить отправной точкой для диверсификации конкурсных разделов. Хотя, повторюсь, экоустойчивость, очевидно, предполагает совокупное действие всех вышеперечисленных составляющих.
Фестиваль активно расширяет географию, выходя далеко за пределы двух столиц. Так, например, деликатно вписавшийся в зеленую ось бульвара, придавший ему дополнительное средовое и социокультурное содержание «Горка-холл» (архитектурное бюро DK) построен в Ярославле. Помимо градоэкологической составляющей здесь задействован ряд энергосберегающих технологий – прежде всего, речь идет о размещении основной части объема, а также вентиляционных тоннелей под землей, что позволяет минимизировать теплопотери, а также максимизации естественного освещения благодаря устройству зенитных фонарей и остекленных проемов в перекрытиях между этажами. Для Белгорода проектируется административное здание в технопарке «Северный» (проектное бюро «А_Приори Проект») с его минимизацией энергопотребления за счет обтекаемости объема и выноса атриума в южном направлении, с одной стороны, и применением теплового насоса, солнечных коллекторов и системы вентиляции с рекуперацией тепла – с другой. Для Краснодара архитектурное бюро «А-2» запроектировало жилой комплекс «Дубрава», где, помимо несколько прямолинейной отсылки к когда-то располагавшейся здесь дубовой роще на образно-художественном уровне, предложены зеленые уголки-вкрапления на балконах и подоконниках квартир, снабженные специальной разводкой системы орошения. Непонятно только, насколько реалистичны в доме эконом-класса подобные прибамбасы.
Статус международного же Фестиваль получил благодаря довольно широкому участию зарубежных специалистов – правда, по преимуществу в рамках семинарско-лекционной программы. Впрочем, и на выставке также присутствовало несколько работ немцев, итальянцев, французов, однако в отличие от прошлого года их было заметно меньше. Тем самым планка качества была понятным образом откорректирована.
Любопытное наблюдение – обозначился ряд компаний – назовем «Архитектор Бизнес Груп» и та же «Грандтерьер-Атриум», которые, вероятно, считают «зеленый» фестиваль своим, выставляя по пять и более работ. Разумеется, если только не полагать, что они руководствуются простым принципом «до кучи».
Студенческий раздел догнал, если не перегнал основные. Понятно, это свидетельствует об актуальности зеленой темы в молодежной среде и – соответственно – в практике архитектурного образования. Правда, как и во «взрослых» номинациях, здесь очевидна та же партикуляризация, внекомплексность привлечения экоустойчивых параметров и подходов.
Из технических соображений, в назидание участникам конкурса – на многих представленных планшетах отсутствуют какие-либо авторские пояснения. Впрочем, в выпущенном «АРД-Центром» специально к Фестивалю увесистом – без малого 250 страниц! — каталоге они наличествуют: практически во всех проектных записках присутствует раздел «Энергосберегающие технологии». Однако как прикажете работать членам жюри – строго сверяясь с каталогом?

В фестивальных рецензиях авторы, похвалив и пожурив конкурсантов за то и за это, сигнализируют о неблагополучном положении дел в сфере зеленого строительства в наших пенатах. Однако, если верить Нине Фроловой из archi.ru, недавно побывавшей на архитектурном фестивале в Норвегии, о том же самом отставании и нередком небрежении к новой профессиональной догматике говорят и там. Припомню также мой недавний разговор с парижским архитектором Сержем Гольдбергом, который сетовал на то, что чиновники забодали своими регламентными принуждениями к всеобщей экоустойчивости. В довершение озвучу не слишком известный прогноз, согласно которому к 2030 г. доля возобновляемой энергетики в мире никак не сможет превысить порог в несколько процентов от совокупного объема – иными словами, кот наплакал. Так что точки зрения на экопредмет могут быть разными. И все же центральный сюжет нынешнего фестиваля – электромобиль «Ниссан» на фоне проекта активного жилого дома «Энергия+» от В.Зобека и Штутгартского университета ILEK (победитель в номинации «Проекты») с его избыточной энергией, используемой для подзарядки авто – не может не впечатлить даже прожженных скептиков…

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о