Градостроительство

«МОСПРОЕКТ-4» – ПРОЕКТЫ И РЕАЛИЗАЦИИ 2008-2013 гг.

К 45-летию со дня основания
«АВ» уже четвертый раз отводит свои страницы под юбилейные подборки МНИИП «Моспроект-4» — начиная с конца 1990-х гг. На этот раз мы отказались от исторического экскурса, сосредоточившись на без малого трех десятках лучших проектов и реализаций минувшего пятилетия, в большинстве своем успевших получить профессиональное и общественное признание, являющихся лауреатами Государственной премии РФ, фестиваля «Зодчество», смотров-конкурсов «Золотое сечение», «Качественная архитектура» и пр.

Понятно, основной объем как проектов, так и реализаций приходится на 2008-2010 гг., предкризисные и первые кризисные годы. Последовательное сокращение портфеля заказов в последнее время, затронувшее весь архитектурный цех, нашло отражение и в публикуемом материале.




Проект Музейного комплекса Государственной Третьяковской галереи на Кадашевской набережной.
Архит. А.Боков, А.Сержантов, О.Макарова, Н.СержантоваК.Краячич.
Гл. констр. В.Зуев.

Уходящая вглубь2000-х гг. история вариантивной разработки фасадов комплекса / как результат сформировались четыре стилистические группы: имитационная – щусевская – васнецовская – транформеры / последняя приближена к современной практике мирового музейного строительства / навязанный «фасадный» конкурс еще более расширил палитру творческих волеизъявлений

Обращает на себя внимание сохранение и воспроизводство институтской специализации, восходящей еще к советской эпохе – по-прежнему заметное место занимают объекты культуры, здравоохранения и спорта. Это, прежде всего, музейные и выставочные центры, больницы и поликлиники, стадионы и спортивные комплексы. Хотя типологическая палитра этим отнюдь не ограничивается — есть и крупномасштабные урбанистические работы, многоквартирное жилье и, конечно же, расплодившиеся в конце 2000-х гг. многофункциональные комплексы.
Бросается в глаза дефицит «элитного» сегмента корпоративного заказа – таких лакомых кусков, как штаб-квартиры компаний и корпораций, финансовых институций, банки и т.п. По-видимому, заявленная социальная специализация института этот класс клиентов не особенно притягивает.
Довольно представительна география проектируемых объектов – это и С.-Петербург, и Калуга, и Сочи, и Краснодар, и Калининград, и Салехард, и Харбин. Однако реализации за единственным исключением – как ни странно, китайским – сплошь московские. Нельзя не заметить практического отсутствия в этом ряду Подмосковья, несмотря на то, что в последнее время именно туда переместился фокус строительной активности, а социальный адрес большей части строящегося вполне соответствует профессиональному профилю института.

Очевидным фактом оказывается безраздельное доминирование в подборке МНИИПовских работ современного архитектурного языка, способного выразить самые разные профессиональные потребности и смыслы – от вполне утилитарно-технологических объектов типа медучреждений до уникальных сооружений, принимающих на себя роль реперных точек в городском ландшафте – имеются в виду театры, музеи, спорткомплексы и т.п. Надо сказать, разброс здесь довольно значительный – от неоконструктивизма и минимализма до необарокко и элементов хай-тека, в наших условиях зачастую мутирующего в лоу-тек. Из попавших в нашу подборку объектов, обозначающих такие стилистические полюса, назовем неомодернистский дом-корабль «Китеж» и биоморфное образование под названием Музей мирового океана, метафизический дом-скульптуру «Линкор» и Центральный стадион в Сочи с его хай-тековским эксгибиционизмом.



Проект Центрального стадиона вместимостью 40 тыс. зрителей в Сочи, Имеретинская низменность.
Архит. А.Боков, Д.Буш, С.Чуклов, В.Валуйских, А.Орлов, В.Тулупов, Ю.Олофинская, К.Ланина, И.Афонина, Е.Инжеватова, И.Гришина.

архитектурный хоровод Олимпийского парка / олимпийский церемониал / «разъехавшиеся» трибуны — разрыв в конструкции по оси север-юг / западная и восточная трибуны – открытые в интерьер арочные своды покрытия / олимпийский режим использования 40 тысяч мест – режим FIFA 45 тысяч / сборно-разборные северная и южная трибуны

Вероятно, подобный неомодернистский уклон связан с определенными предпочтениями руководства мастерских и института. Так что театр А.Калягина на площади Мясницких ворот, вокруг которого было столько разговоров, в этой перспективе выглядит исключением, подтверждающим правило.

Возможно, главной особенностью работ института, делающей их стопроцентно узнаваемыми, является наличие в большинстве общественно значимых комплексов светоносных общественно-коммуникационных пространств – атриумов, пассажей, внутренних улиц, принимающих на себя роль социальных интеграторов. Это, конечно же, следствие типологической специфики, но также и творческого почерка коллектива института, визитной карточкой которого является реконструкция Музея им. А.С.Пушкина на Пречистенке с его знаменитым перекрытым светопрозрачными большепролетными конструкциями внутренним двором. Достаточно упомянуть Библиотечно-информационный центр с Детским домом кино и Центром репрографии, которые разделяет крестообразный в плане пассаж, спортивный комплекс в Строгино с его внутренней улицей, Музей ретроавтомобилей с хороводом функций вокруг атриумного пространства и др.

Помимо прочего, такие общественные пространства, возникающие в структуре крупных городских объектов, несут в себе потенциал гуманизации архитектуры, приближения ее к человекоразмерным величинам, сообщения ей недостающих средовых и ландшафтных качеств, что особенно важно при наших природно-климатических условиях. Тем более такая природо- и ландшафтосообразность проявляется в работах МНИИП, имеющих урбанистическое измерение, когда оказывается мотивированным обращение к средствам ландшафтной архитектуры. Это зеленый бульвар в районе Чуньли в Харбине и здание-курган в случае Музея танка Т-34 в деревне Шолохово, упрятанный в стилобатную часть стелы-памятника Мемориальный музей космонавтики и внутренний двор жилого комплекса на Малой Юшуньской улице в Москве.
В портфолио МНИИП наряду с новым строительством значительное место занимают реконструируемые объекты, в том числе с элементами научной реставрации. Это и музеи, и выставочные комплексы, и театральные здания, и больницы, и МФК. Наиболее значимой в этом перечне является реконструкция и реставрация комплекса зданий Московской Государственной консерватории им. П.И.Чайковского (совместно с ГУП ЦНРПМ), удостоившаяся в прошлом году Госпремии РФ – кропотливая работа под бдительным оком градозащитников над все новыми захватками, которая продолжается вот уже второе десятилетие. Особая статья – редевелопмент бывших промышленных территорий, набирающий силу в самое последнее время, причем не только в столице – среди работ института проектное предложение по реорганизации и приспособлению под общественно-культурный кластер производственных и складских помещений ликеро-водочного завода «Кристалл» в Калуге.



Проект многофункционального комплекса на территории реконструируемого квартала №243 на Пушкинской площади в Москве.
Архит. А.Боков, Д.Подъяпольский, В.Ленок, К.Семенова, О.Ефремова, Г.Кескевич, С.Кондратьев, Е.Козоброд.
историческое ядро / квартал — здание «Известий» / регенерация и уплотнение / реставрация периметра – внутриквартальный снос / неоконструктивистский оммаж / вокруг атриума / офисы-гостиница-апартаменты-торговый центр

Лицо института формировали и формируют по сей день объекты культуры – музеи и выставочные центры, библиотеки и театры. К сожалению, бум строительства музейных комплексов, арт-галерей, медиатек и прочих объектов культурного профиля, захвативший в последние десятилетия страны Запада, наши пенаты практически не затронул. Тем не менее, более трети публикуемой подборки занимают именно учреждения культуры – это и новый выставочный павильон-ангар на ВВЦ, и многоликий учебный центр ГИТИСа на улице Академика Пилюгина, и воспрянувший над подросшим окружением комплекс Московского планетария, и Музей фотографии на Остоженке с его взрывоопасным микстом аквариума и классицистической усадьбы, и предстающий сегодня достойной альтернативой случившемуся проект второй сцены Мариинского театра в Санкт-Петербурге.

Отдельное место занимают объекты здравоохранения: больницы, поликлиники, роддома, санпропускники, станции переливания крови и т.п. – профессиональный раздел, в котором МНИИП фактически является монополистом в силу владения технологическими ноу-хау еще с советских времен. И хотя последние годы научно-исследовательское подразделение, ответственное за технологическую часть, переживает не лучшие времена, медицинские учреждения по-прежнему формируют свою долю в портфеле заказов института. В настоящую подборку вошли несколько реализаций — реконструкция городской клинической больницы №24 в Савеловском районе столицы, здание поликлиники на Харьковской улице и реконструкция инфекционного корпуса Детской городской клинической больницы №9 им. Г.Н.Сперанского с восстановлением и интеграцией в единый комплекс домовой церкви богадельни Ермаковых в Шмитовском проезде в Москве.

И все же главным предметом гордости МНИИП могут служить их объекты спортивного профиля и особенно – стадионы, с появлением «Локомотива» в Черкизово ставшие еще одной визитной карточкой института. В нашей подборке последних два – это проекты Центрального стадиона в Имеретинской низменности в Сочи и футбольного стадиона в Краснодаре (совместно с HKS Architects Limited), который недавно одержал победу в международном конкурсе. Весьма эксцентричный «хирургически-анатомический» облик сочинского стадиона являет собой профессионально выверенный ответ на вменявшуюся ему функцию, связанную с церемониалом зажжения Олимпийского огня. К сожалению, проект остался на бумаге. Зато Ледовый Дворец спорта для фигурного катания в том же Сочи с его титаническим занавесом-волной из сэндвич-панелей всех оттенков синего по всему периметру недавно введен в действие.

Как известно – и предлагаемая подборка лишний раз это демонстрирует — основной ресурс и конкурентный потенциал МНИИП – в объектах социальной инфраструктуры, изначальной специализации института. Поворот к социальности, к нуждам и потребностям горожан давно назрел. Парками и транспортом дело наверняка не ограничится…


Проект Центра искусств Лунзцян и здания Чуане в районе Чуньли в Харбине в Китае. Архит. Д.Буш, Д.Подъяпольский, А.Хомяков, О.Гак при участии: И.Расстегняев, О.Бородин, Ф.Буйнов, Н.Карманова, Е.Козоброд, А.Коняхин, М.Темирбаев.
Центр искусств как парный элемент ландшафта / Выставочный зал и Зал конференций — кулисы, фланкирующие бульвар / подземная связь двух половинок /офисное здание с медиаэкраном как местная доминанта / чуть в стороне / диалектика интра- и экстравертности
[/size][/right][/i]

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о