Градостроительство

ДОМ НА БРЕСТСКОЙ: НА ПУТИ К НОВОМУ СТАТУСУ

Замершая на несколько лет стройка по адресу 2-я Брестская, 6 возобновилась. Правда, с улицы этого пока не видно – работы в Доме на Брестской развернулись в основном в интерьере. О происходящих подвижках рассказывают генеральный директор ГБУ «Мосстройинформ» О.В.Диденко и руководитель архитектурной мастерской Е.О.Рутковский. — Как родилась идея создания банка градостроительной информации по развитию столицы на базе Дома на Брестской?
О.Диденко.
Данный вопрос можно разделить на две составляющих. Формирование интерактивной базы градостроительной информации восходит к идее создания градостроительного кадастра г.Москвы — в 2004 г. вышел соответствующий закон. Идеологом градостроительного кадастра был С.Мельниченко, со стороны стройкомплекса этот проект поддерживала С.Бачурина, которая была главным конструктором программы «Электронная Москва». В том же 2004 г. было принято решение о реорганизации ГУП «Мосархинформ» и создании на его основе информационного центра, который занимался бы в том числе Градкадастром. Соответствующее подразделение было переведено из ГлавАПУ, в результате чего предприятие было переименовано в Информационно-технологический центр Москомархитектуры.
С выходом Градкодекса РФ Градкадастр был трансформирован в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), которая должна стать инструментом в руках органов исполнительной власти города, именно здесь должны находить отражение все принимаемые решения по развитию той или иной территории. Перед ИСОГД стоят задачи информирования горожан о планах строительства в городе, предоставления градостроительных документов и их копий и др.
Теперь о Доме на Брестской. В свое время он был специально построен как здание Градостроительной выставки города Москвы. Эта идея родилась у руководства города после поездки в Будапешт, знакомства с тамошним градостроительным макетом, после чего с подачи главного архитектора города М.В.Посохина было спроектировано и построено здание Градостроительной выставки с размещением в нем макета города. Так появился всем известный деревянный макет в масштабе 1:500 площадью 144 м2. Вплоть до начала 2000-х гг. он был весьма востребован архитектурным цехом – архитекторы непосредственно на макете рассматривали варианты размещения того или иного объекта в привязке к окружению. С бурным развитием 3D-технологий такая потребность заметно уменьшилась.


Проект Дома на Брестской – откорректированный вариант 2013 г. Генпроектировщик – архитектурная мастерская ГБУ «Мосстройинформ» (рук. Е.Рутковский). Консультант – мастерская М.Хазанова. Перспектива по 2-й Брестской.

— Кто выступил заказчиком проекта создания нового большого макета столицы? Есть ли аналогичные прецеденты в мировой практике?
О.Д.
Идея его создания возникла во время посещения М.Хуснуллиным Дома на Брестской, когда в ходе вступления в должность он знакомился с материально-технической базой предприятий, входящих в стройкомплекс. По замыслу, новый макет должен отвечать современным демонстрационным требованиям, включая интерактивность, что позднее получило поддержку мэра столицы. Взглянув на существующий макет, зам.мэра Москвы соотнес его с макетами Нью-Йорка, Пекина, Токио, Шанхая и предложил воспользоваться имеющимися возможностями нашего здания – в частности, его 30-метровым безопорным пролетом. Тогда же мы запроектировали макет Москвы – это было еще до расширения столицы – в границах МКАД в масштабе 1:1300 площадью порядка 1000 м2.
Это достаточно мелкий масштаб, при габаритах макета 30х30 м с расстояния 15 м различить что-либо в пределах исторического ядра просто невозможно. Конечно, есть специальные технические средства, благодаря которым макет может зуммироваться, представая на мониторе в различных ракурсах.
Однако в 2011 г. было принято решение о присоединении новых территорий. Понятно, что 1300-й масштаб уже никак не проходил, и тогда родилось предложение сделать макет в 400-м масштабе – презентационный и читабельный. Он должен охватывать историческую часть города – вплоть до Третьего транспортного кольца и частично за его пределами, включая все вокзалы, комплекс зданий МГУ с тамошним дивным рельефом Воробьевых гор, площадку ЗИЛа, которая в ближайшее время станет образцом освоения промышленных территорий.
Площадь макета оказывается равной 925 м2, что значительно превышает аналоги в Лондоне, Токио, Шанхае, Нью-Йорке. Насколько мне известно, самый большой архитектурно-градостроительный макет — нью-йоркский, его площадь 867 м2, строили его еще в 1970-1980-е гг., но он функционирует и сегодня. Заявленные нами 925 м2 по предварительным данным позволяют нам претендовать на строчку в книге рекордов Гиннеса в качестве самого крупного архитектурно-градостроительного макета в мире.
Его будет отличать достаточно подробная детализация зданий, он должен быть полностью электрифицирован и компьютеризирован, каждый дом будет иметь собственную подсветку, благодаря прилагаемому компьютерному обеспечению предусматривается возможность адресного поиска и – соответственно – демонстрации результатов на макете. Равно как и показа самых разных слоев – транспортных сооружений, памятников архитектуры, объектов культуры, спорта, здравоохранения и пр., которые могут высвечиваться на макете. Будет отображена и схема метрополитена – включая 3-й пересадочный контур.

— Есть еще и дополняющая макет интерактивная карта – с максимальным радиусом действия?
О.Д.
Нам не хотелось расставаться с идеей демонстрации всей Москвы, поэтому в зале на первом этаже, где когда-то находился макет Москвы и Московской области, демонтированный в лихие 1990-е, решено было разместить интерактивную карту, охватывающую всю территорию столицы, в максимально допустимом масштабе 1:4000. Площадь карты равняется 178 м2 при общей площади зала более 500 м2.
Она должна быть привлекательной для самых разных посетителей, в то же время масштаб ее мелкий, отсюда эти интерактивность и подсветка снизу – кстати, любопытно было бы узнать, размеры самого большого в мире лайтбокса. Светопрозрачная пленка с изображением должна была помещаться между слоями стекла. Поначалу предполагался обход карты по периметру. Однако в конце концов был принят вариант, позволяющий передвигаться прямо по поверхности карты, по стеклу. В результате усложнился конструктив, до 38 мм увеличилась толщина стекла. Снизу – подсветка автоматически управляемыми светодиодами, причем длина светодиодной ленты более 1 км – это еще одна рекордная цифра. Посредством шести мощных широкоформатных проекторов на карту будут транслироваться предложения по терпланированию, схемам развития транспорта, зеленого каркаса и пр.

План 1-го этажа.

— С конца 1990-х гг. Дом на Брестской стал одним из центров экспозиционной активности в области архитектуры, градостроительства, дизайна. Согласно реализуемому в настоящее время проекту реконструкции комплекса выставочные площади заметно расширяются, так что выставочное направление остается одним из приоритетных?
О.Д.
В обязательном порядке. Наши мероприятия весьма востребованы профессиональной аудиторией – это относится и к Фестивалю архитектуры и дизайна интерьера «Под крышей Дома», и к ландшафтному фестивалю «Взгляд из Дома» — одному из немногих в этом профессиональном жанре. Несмотря на то, что мы изменили организационно-правовую форму – из государственного предприятия стали государственным бюджетным учреждением, в соответствии с законодательством последним разрешается заниматься деятельностью, приносящей доход. Тем не менее, мы предполагаем отказаться от предоставления платных экспозиционных услуг, сосредоточившись на конкурсной программе и расширив количество выставляемых работ.
Также в настоящее время прорабатывается новая тема – Фестиваль детского творчества «Моя Москва», который планируется сделать ежегодным. Дети, приходя в Дом на Брестской, будут знакомиться с Москвой в интересном для них формате и выступать со своими предложениями и пожеланиями.


План антресольного этажа.

— У ГБУ «Мосстройинформ» имеется свое проектное подразделение, макетная мастерская, являющаяся одним из лидеров в своей области. Эти направления творческой деятельности планируется развивать?
О.Д.
Проектное подразделение появилось в связи с перспективой реконструкции здания. В рамках данного проекта наряду с интересами инвестора присутствуют интересы города, на которые архитектурная мастерская и призвана отреагировать.
Понятно, она занимается не только одним нашим объектом – достаточно упомянуть реконструкцию Пушкинского киноконцертного зала, комплекс «Оборонсервиса» на проспекте Вернадского, другие здания, в том числе в центре Москвы, некоторые из которых уже построены.
Что касается макетной мастерской, несмотря на конкурентный рынок, она всегда была востребована. При все при том мы никогда не делали дешевых макетов — только из пластика, дерева или металла. Благодаря этому опыту мы не испугались взяться за исполнение самого большого в мире макета…


Поперечный разрез.

В последнее время строительные работы на объекте «Дом на Брестской» заметно активизировались. Дело в том, что инвестору – группе компаний «Техноком» — продлили инвестконтракт и идет дооформление документов.
Поскольку стройка тянется еще с начала 2000-х, возникла необходимость в пересмотре проектных решений десятилетней давности. Кроме того, за эти годы произошли существенные изменения в задании на проектирование, что потребовало корректировки первоначального проекта мастерской М.Хазанова. Эти перемены в меньшей степени связаны с апгрейдом фасадов, хотя они тоже присутствуют, а в большей — с пересмотром внутренней структуры комплекса и планировочных решений.
Еще в середине 2000-х гг. была изменена первоначальная конструктивная схема здания – ажурная система, с гибкими связями, придуманная Н.Канчели, под влиянием Мосгосэкспертизы превратилась в довольно тяжеловесную, но имеющую право на жизнь конструкцию из металла с жесткими узлами соединений. Понятно, нагрузки в нашем случае приличные, пролет под нагрузку от надстройки – около 40 м, и экспертиза заставила пересмотреть достаточно смелую конструктивную схему.
Это не могло не повлиять на фасадные решения. Разумеется, в процессе проектирования – а мы были подключены к объекту как генпроектировщики в 2007 г. – все изменения согласовывались с авторами – М.Хазановым и А.Нагавицыным. Проводились постоянные консультации, они будут продолжены и на новом этапе.
Изначально планировавшийся косметический ремонт существующего здания с незначительными планировочными изменениями сегодня неактуален. ГБУ «Мосстройинформ» фактически станет выставочным и информационным центром Департамента градостроительной политики, где решено разместить два знаковых объекта – интерактивную карту старой и Новой Москвы с различными высокотехнологическими возможностями для ее более полного восприятия, которые еще даже не до конца осмыслены, и макет столицы в пределах ТТК. Кроме того, предполагается устройство большого конференц-зала, оборудованного набором самых современных технических средств, малого конференц-зала, переговорных и пр. Как и выставочные залы, они будут располагаться на верхних этажах существующего здания и на двух нижних уровнях в надстраиваемой части, которые также являются долей города. К существующему зданию добавятся два этажа надстройки, что позволит увеличить общую площадь выставочного центра до 15500 м2.
Что касается части, принадлежащей инвестору, здесь не предполагается особых изменений по сравнению с первоначальным проектом. Это пять этажей с атриумом, который позволит осветить помещения, располагающиеся в центре здания, учитывая его значительную глубину в обоих направлениях. Начинка надстройки до конца не определена по сей день — это могут быть апартаменты, но скорее всего – офисные помещения в аренду.
Вся нагрузка надстраиваемой части передается на наружные опоры, расположенные по периметру существующего здания, что не позволило организовать подземную парковку. Единственный выход — устройство механизированной автостоянки, которая запроектирована состоящей из пяти ячеек, на каждом уровне – по два парковочных места, всего 17 уровней в каждой из ячеек. Итоговая емкость – более 160 парковочных мест.
Подробнее остановлюсь на двух главных залах комплекса – зале интерактивной карты и зале макета. Интерактивная карта будет интегрирована в стеклянные панели размером 600х1200 мм, которые опираются на стеклянные же опоры. Над панелями расположены светящиеся ленты со светодиодами, равномерно освещающими всю карту. Она должна располагаться на одной отметке с полом, будет доступна взгляду как прогуливающемуся по ней зрителю, так и сверху — с антресолей второго и третьего этажей.
Конструкция пола будет состоять из несущего триплекса, опирающегося на стеклянное столбчатое основание и воспринимающего рабочую нагрузку, равную 480 кг/м2. Карта, разделенная на ячейки 600х1200 мм, располагается поверх триплекса и будет прижиматься еще одним слоем т.н. жертвенного стекла толщиной 10 мм, которое по мере износа можно будет легко заменить.
Кроме того, в зале интерактивной карты будет размещен гигантский панорамный экран, состоящий из 27 панелей размерами 700х1200 мм, необходимый для проведения видеопрезентаций. Предполагается и ряд дополнительных технологических новинок, которые пока находятся в стадии обсуждения.
В отличие от зала интерактивной карты, который планируется открыть осенью этого года, макет – дело несуетливое, хотя не исключено, что его первая очередь в пределах Бульварного кольца, включая Кремль, может быть введена в действие уже к концу года. Масштаб 1:400 – это будет побольше того, деревянного макета, который мы привыкли видеть в Доме на Брестской. Макет находится в работе – задействовано более 60 макетчиков.
Здесь также, помимо собственно макета, предусмотрен ряд технологических возможностей для интерактивного восприятия как самого макета, так и привходящих историй, связанных с различными городскими достопримечательностями. Впрочем, до конца эти сценарии еще не отработаны.
Для обслуживания макета предполагается использовать специальную платформу, длина которой предположительно составит 7,2 м. Она должна перемещаться над всем макетом по специальным направляющим, закрепленным в потолке. Платформа имеет целью как обслуживание макета – чистку, уборку, ремонт, замену каких-то фрагментов, так и дополнительный обзор, поскольку все это затевается не только для профессионалов, но и для широкого круга общественности.
Надо сказать, имеются и более радикальные идеи — например, существуют такие технологии, когда при посредстве специальных устройств камера летает над объектом, транслируя изображение на экран в режиме реального времени. Из практики спортивных соревнований мы знаем, что такие мобильные камеры могут перемещаться и вдоль струн, что позволит подробно рассмотреть необходимые детали. Однако все это пока только обсуждается – что из этого останется, а что добавится, покажет время.
В связи с появлением новых функций и принятием решения о размещении карты Новой Москвы и макета столицы в нашем здании не так давно был проведен открытый конкурс на проект интерьеров основных помещений Дома на Брестской. Победителем конкурса стало архитектурное бюро ООО «Масс Групп». Заключается договор с этой командой на реализацию предложенных решений. Их отличает нейтральный характер архитектуры, не отвлекающей взгляд зрителя от основного объекта рассмотрения. Такой подход предполагает высокое качество деталей и элементов интерьера – мебели, ограждений, светильников, полов, подвесных потолков, инженерного оборудования и др.
Инвестор остается прежний – это группа компаний «Техноком». Они являются генподрядчиком, в том числе реконструкции существующего здания, то есть доли города. Что касается технологической и инженерной начинки обоих главных залов, содержимое которых должно соответствовать дню сегодняшнему, а может быть, и завтрашнему, то в настоящий момент рассматривается вопрос об открытии бюджетного финансирования.
Инвестконтракты, которые пролонгируются новым правительством города, предполагают строгое соблюдение сроков при исключительно жестких штрафных санкциях. Когда время пойдет – после того, как будет подписан последний из необходимых документов, мы надеемся, стройка, наконец, войдет в рабочий режим.

comments powered by HyperComments
comments powered by HyperComments