Архитектура

УРОКИ КАМЕРНОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Перемещённая Школа искусств в Печатниках

Обновление Москвы неразрывно связано с возрождением некоторых утраченных функций и зданий. Одна из тенденций – восстановление первоначального назначения монастырских комплексов и подворий, возвращение церкви ранее принадлежавших ей построек. Для светских же учреждений культуры, когда-то обосновавшихся в древних стенах, приходится подыскивать новые удобные площадки. Самыми свободными сегодня оказываются бывшие производственные территории – в бывшей техногенной среде множатся современные творческие, многофункциональные центры. Между тем, объекту культуры, имеющему многолетнюю историю, связанную с классической традицией, не так просто расстаться со своим архитектурным имиджем.
Интересный пример перенесения классической архитектурной темы в промышленное окружение представляет собой проект перебазирования объекта Государственного образовательного учреждения города Москвы «Детской музыкальной школы №58 имени М.И.Глинки в Патриаршем подворье храмов Николо-Перервинского монастыря». Авторы проекта – архитекторы Борис Шабунин и Ольга Петруненко.

Новую площадку для строительства школы городские власти подыскали неподалёку от монастырского комплекса – на улице Гурьянова, на месте подлежащего сносу автосервиса, по соседству с двумя предприятиями (в дальнейшем также подлежащими выводу). В будущем на этой прибрежной территории Москвы-реки предполагается не только формирование транспортной развязки, но и развитие природного парка. Между тем, сегодня архитекторам пришлось сажать здание на реальную ситуацию в довольно плотном окружении производственных ангаров.
Возможно поэтому внешний образ переселенца-отшельника – почти замкнутая аркатура. Это два акведука, изогнутых в форме эллипса, разомкнутых (или не сомкнутых) в его вершинах. Внутри этого белого обрамления спрятана некая загадочная камера-обскура, обращённая своим взором (или сценическим порталом) в сторону парково-архитектурного ансамбля «Коломенское».
Как отмечают авторы, нашедшие сподвижницу в лице директора школы Т.А.Караевой, – «…аркады раздвигаются, впуская через сплошное остекление хорового зала, зала для хореографии и актового зала пространство Москвы-реки.
Здание школы развёрнуто так, чтобы силуэт юного исполнителя перед открытым роялем в концертном зале третьего этажа, читался на фоне пространства Москвы-реки и удалённого, на расстоянии трёх километров, противоположного берега…»
Вид на церковь Вознесения Господня, сегодня открывающийся как раз между двумя параллельными ангарами – та самая визуальная нить, что связывает проектируемое здание не только с историей школы, но также с историей и архитектурой в целом.
Безусловно, в этом объекте запечатлён диалог искусств – гармония звука и созерцания, философия внешнего и внутреннего пространства. Более того — здесь сопряжены две пространственных бесконечности. Первая – композиционное устремление в неведомую (или почти неведомую) даль истории – прошлого и будущего. Вторая – внутренне замкнутая (или почти замкнутая) циклическая непрерывность настоящего.
Во внешнем композиционном построении можно узреть трансцендентную связь между двумя объектами искусства (ощутимую творцом и зрителем) как поиск источника вдохновения; во внутреннем – вместилище этого вдохновения. Что касается чистоты высоких белоснежных аркад, она отсылает зрителя к геометрическим прообразам здания – протоархитектуре природных форм – античности, превращённой в некий символический сосуд-резонатор, вместилище гармонического звучания.

Авторам удалось весьма органично структурировать внутреннее пространство объекта, расположив учебные классы вдоль стен-аркад. К наружным стенам изнутри примыкают и две небольшие функциональные лестницы с сопутствующими видовыми лифтами. Крупные помещения, включая завершающий здание двухсветный концертный зал на 300 мест, занимают срединное пространство этой своеобразной античной раковины и изолированы от классов коридорами. Расположение классов вдоль дуги — оригинальное решение, помогающее уменьшить время реверберации (затухания звуковых волн) за счёт трапециевидной формы комнат.
Помещения первого этажа неотделимы от прилегающей территории благодаря дополнительным входам-выходам, организующим доступ ко всем сторонам света. В итоге — вестибюль, гардероб, буфет, администрация – самые доступные помещения школы. Благоустройство предусматривает кольцевой объезд вокруг здания, связывающий воедино въездные ворота, автостоянки, площадки. А расположенный у западного фасада класс хоровых занятий дополнен открытой уличной эстрадой, обращённой в сторону реки.

Ассоциативные связи художественного решения с римским акведуком вполне оправданы близостью воды, Москвы-реки и той самой надводной осью, которая должна визуально соединять школу Искусств с Коломенским.
По сравнению с архитектурной грандиозностью древних построек нить переносимой ими воды несоизмеримо тонка. Но масштабность арочного гидротехнического сооружения показывает великое значение этой призрачно-прозрачной жидкости для человеческой цивилизации. Не столь же значима для архитектуры и живительная гармония музыки, которая невидимо сопровождает её с древнейших времён?


Детская школа искусств — перебазирование объекта ГОУ г.Москвы «Детская музыкальная школа №58 имени М.И.Глинки в Патриаршем подворье храмов Николо-Перервинского монастыря по адресу: Печатники, ул. Гурьянова, вл.83а.
Заказчик – Правительство Москвы.
Проектировщик – ООО «МГР-проект». Авторы архит. Б.А.Шабунин, О.И.Петруненко.
Сценические технологии и инженерное оборудование — ООО «Свенсонс АРТ».
Проектирование — 2013 г.


Технико-экономические показатели
Площадь участка 0,478 га
Площадь застройки — 1012 м2
Общая площадь здания — 3500 м2
в том числе:
подземная — 600 м2
надземная — 2900 м2
Строительный объём — 17626,13 м3
в том числе:
подземной части — 3384,55 м3
надземной части — 14241,58 м3
Этажность
подземная – 1 эт.
надземная – 4 эт.
Высота здания — 18,00 м
Вместимость автостоянки — 30 м/ м
Вместимость здания — 600 (300 в смену) уч.
Количество преподавателей — 75 (60 в смену) чел.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о