Архитектура

АРХИТЕКТУРНАЯ ФУТУРОЛОГИЯ И ПРОЕКТ «БОЛЬШАЯ МОСКВА»

2012 год руководством города объявлен годом разработки эскизных предложений по «Большой Москве». В архитектурном сообществе развернулась работа по созданию урбанистической концепции. В рамках этого процесса Информагентством СА «Архитектор» с марта по май 2012 г. был проведен молодежный форум «Архитектура и природа-2012», посвященный теме «Большой Москвы». Программа форума включала четыре основных тематических блока — Формула города, Архитектура будущего, Общественные пространства города и Реновация. В январе меня как архитектора-футуролога, ведущего рубрику «Архитектурная фантастика и футурология» на сайте www.archinfo.ru, и преподавателя курса «Архитектурного фантазирования» в Высшей школе средового дизайна МАрхИ пригласили стать куратором форума по теме «Архитектура будущего».
29 марта на конференции форума, проходившей в Центральном Доме архитектора, я представил доклад-прогноз «Футуристическая Москва после 2050 года». Принципиальной установкой моего авторского подхода как архитектора-фантаста было определение нового вектора развития города будущего в соответствии не с краткосрочным сценарием — на 10-20 лет, а с долгосрочным — на 50-100 лет и более. Ведь речь шла не о реконструкции отдельного района Москвы, а о многомиллионной городской агломерации, предполагавшей увеличение существующей площади города в 2,35 раза! Учитывая масштаб и долговременность реализации столь амбициозного проекта, необходим был нетрадиционный метод архитектурного моделирования, основывающийся на прогнозировании образа города будущего, синхронизированный с ускоряющимися темпами научно-технического развития общества. В проекте футуристической Москвы я предложил применить метод проектирования на опережение, закладывая в проект передовые технические и технологические идеи, находящиеся сегодня еще на стадии лабораторных исследований ученых, инженерных испытаний опытных образцов и теоретических исследований в области архитектуры. Как куратор темы я призвал выполнить градостроительный проект в форме научно-фантастического архитектурного концепта, прозревающего будущее. При подготовке доклада-прогноза я провел Форсайт по всему спектру, исследуя и сопоставляя различные технические и технологические достижения в области транспорта и робототехники. Результатом этого стали 6 теоретических положений и сюита визуальных образов города будущего, опираясь на которые можно попытаться заглянуть за горизонт исторического радиально-кольцевого города, погрузившегося в транспортный коллапс, и увидеть очертания будущей Москвы как «Техноэкополиса» конца 2100 года.


А. Скижали-Вейс, А. Осадченко, А. Кацевал. Центральная часть первой очереди присоединяемых территорий к Москве.

Во-первых, градостроительно Москва будущего перестанет быть моноцентричным и жестко-статичным, а станет полицентричным, динамично развивающимся городом с взаимозаменяемой, обновляемой, модульной структурой благодаря новым техническим возможностям и научным открытиям. Гибкие планировочные структуры будут строиться как по традиционной гипподамовой планировке, так и по образцу органических структур со свободной планировкой, наподобие кристаллических образований, пчелиных сот и др. В новом футуристическом городе-спутнике исторической Москвы появится возможность строить на новых территориях опытные районы с возможностью организации жизни в принципиально новых технических условиях, создавать кварталы с экспериментальной застройкой, все то, что невозможно организовать в современных условиях стесненного исторического города.
Во-вторых, будущая Москва до конца столетия перейдет на три новых вида транспорта, способные принципиально изменить транспортное обслуживание города. Первый — это воздушный транспорт: частные и корпоративные авиамобили различных модификаций, способные совершать как длительные перелеты между городами, так и перелетая на небольшие расстояния в пределах одного района города по заданному маршруту. Второй — это околоземный общественный транспорт: бесшумные магнитопланы и струнный транспорт, которые будут двигаться по эстакадам на разной высоте и по направляющим струнам, делая остановки на промежуточных этажах и крышах зданий. Третий — это наземный модифицированный транспорт, постепенно превращающийся в интеллектуальные электромобили-трансформеры, способные менять форму и размеры, превращаясь в роботов на колесах.
В-третьих, новые виды транспортного обслуживания в корне изменят объемно-планировочную структуру самих зданий. Они будут образовывать новый тип застройки с объемной структурой взаимных связей, ориентированных на передвижение людей не только наземным или подземным, но и околоземным, а также воздушным транспортом. Кончится то время, когда доступ в здание обеспечивается только с одного наземного уровня, можно будет входить с надземных висячих улиц или с крыши. На крышах некоторых зданий появятся аэродромы, на промежуточных этажах высотных зданий — посадочные площадки, загрузочно-погрузочные аэроотсеки, остановки и этажи аэропаркингов для хранения многочисленных авиамобилей. Между зданиями будут переброшены воздушные улицы-мосты и эстакады, связывающие объемы зданий между собой в разных уровнях. Город превратится в многоуровневые пространственные структуры с возможностью достраиваться и перестраиваться подобно гигантскому конструктору «Лего».
Четвертым важным фактором, влияющим на разработку футуристической Москвы, станет учет передовых строительных технологий, использование принципиально новых строительных материалов и суперсовременного инженерного обеспечения зданий. Объекты футуристического города будут хайтековскими сооружениями, оснащенными разного рода электроникой, способной оптимизировать и изменять объемы и форму зданий. Появятся дома-трансформеры с поднимающимися крышами, поворотными этажами, выдвигающимися балконами, раздвигающимися стенами и перемещающимися квартирами подобно сотовым ячейкам. В конструкциях домов будут использоваться нанотехнологические материалы, повсеместно внедряться биосталь, прозрачный гибкий бетон, различные полимеры, композитные материалы и другие, используемые сейчас в военной сфере и космической отрасли. Стены домов смогут менять цвет, фактуру и наружную отделку, становясь то более темными и яркими, то более бледными и прозрачными. Сооружения, использующие солнечную и ветровую энергию, замкнутые циклы очистки сточных вод, не сбрасываемых в окружающую среду, и многое другое, станут привычными. Фасады зданий будут оснащены мегаэкранами, способными транслировать изображение в 3-D формате, объемный звук и музыку. Внутреннее общественное пространство и жилые квартиры изменятся до неузнаваемости, превратившись в технически сложные трансформируемые универсальные пространства, способные подстраиваться под любые эксплуатационные пожелания заказчиков.


А.Скижали-Вейс, А.Буракова. Жилой район новой Москвы, обслуживаемый струнным транспортом.

Пятым наиважнейшим обстоятельством станет появление в нашей повседневной жизни многочисленных роботов, которые возьмут на себя круглосуточное сервисное обслуживание, начиная от продавцов магазинов и кончая контролерами на станциях техобслуживания. Одни из них будут машинообразными, близкими по дизайну к современным автомобилям и бытовой технике, другие – человекообразными, с имитацией строения человека в целях психологического комфорта. Первые будут иметь ограниченные интеллектуальные возможности, вторая, андроидная, часть будет оснащаться все более сложным искусственным интеллектом. Многие фирмы перейдут на массовое производство роботов, прежде всего, для мегаполисов по всему миру. Кто-то будет иметь одного, а кто-то — сотни и тысячи роботов. Некоторые андроиды станут суррогатами их владельцев, участвующими в производственном процессе и управляемыми дистанционно, например, из своего дома. Андроиды-суррогаты будут работать на предприятиях в соответствии с техническим режимом и программой, не совершая маятниковых поездок каждый день на работу и обратно. Возможно, большинство будет там и оставаться после отключения, как это происходит с компьютерами на рабочих местах. Остальные будут пользоваться личным и общественным транспортом наравне с людьми, возвращаясь к своим владельцам. К сказанному следует добавить, что владельцы машинообразных роботов, очевидно, будут регистрировать их как современные автомобили, а человекообразных андроидов с искусственным интеллектом — как техножителей нового мегаполиса, поскольку они будут пользоваться социальной инфраструктурой. Это в итоге создаст принципиально другой мир, где плотность населения вырастет в разы, изменится также стиль и ритм жизни деловой части города. В жилой части андроиды станут любимцами – типа «Эндрю» из повести А.Азимова, помощниками в быту, няньками, охранниками и т.д.
Шестой пункт — экология. Футуристическая Москва должна стать «Техноэкополисом», утопающим в зелени, местом, где жилые здания, промышленные предприятия, офисы, научные учреждения будут строиться по новым стандартам в соответствии с зеленым «Экокодексом». Здания необходимо будет проектировать, максимально эффективно используя площадь застройки, с преимущественным расширением зданий кверху, оставляя по возможности нетронутым природный ландшафт и создавая благоустроенные парковые зоны. Компактные структуры должны будут иметь промежуточные зеленые этажи, озелененные крыши, обширные зимние сады-атриумы и подвесные городские скверы.
После представления на конференции доклада-прогноза «Футуристическая Москва после 2050 года» была сформирована авторская группа для подготовки футурологического градостроительного проекта в составе: руководитель проекта — Артур Скижали-Вейс, архитекторы — Анастасия Осадченко, Анна Буракова при участии студента Алексея Кацевала. Надо отметить, что их участие в проекте стало возможным благодаря посещению курса «Архитектурного фантазирования» в ВШСД МАрхИ, где я читал лекции. Там же на занятиях проходила основная часть работы по обсуждению и выполнению проекта. Впервые пришлось столкнуться с необходимостью проектировать в пространстве и времени, перенесенном на 50-100 лет вперед. Данный футурологический метод проектирования в МАрхИ преподавался впервые и не имел аналогов. Пришлось прочесть дополнительные лекции по развитию транспорта и робототехники будущего, с демонстрацией практических приемов по выполнению технически сложного проекта, меняя традиционные когнитивные подходы «здесь и сейчас» на прогностическое мышление. Помогал накопленный практический опыт. Архитектурным фантазированием я занимаюсь около 15 лет, имея за плечами десятки проектов, благодаря Интернету известных и за пределами России.


А.Скижали-Вейс. Техно-кокон в окружении подвесных улиц многоуровневого города.

2 апреля в ЦДА перед комиссией Союза московских архитекторов прошла предзащита темы проекта «Техно-Версаль». Вдохновившись, в сжатые сроки мы закончили проект, который стал воплощением 6-ти вышеописанных положений. Градостроительная концепция развития присоединяемых территорий решена была в виде грандиозного «Техно-Версаля». Философия технократической архитектуры, создаваемой на основе новейших научно-технических достижений, не противоречит перспективе единения с окружающей природой, превращая город в «Техноэкополис». Городские ансамбли, нанизанные на суперсовременную транспортную систему экологически чистого скоростного общественного транспорта, превратились в «Версальские сады» с сетью водных каналов, бульваров, благоустроенных дворов и площадей.
Футуристическая Москва, по нашему замыслу, не предполагает транспортных пробок, поскольку имеется сразу несколько уровней транспортного обслуживания: 1) подземный – гибридное метро, 2) наземный – электромобили-трансформеры, скутеры, гироциклы и т.д., 3) первый надземный – магнитоплан, проходящий на высоте 5-10 м над уровнем земли, 4) второй надземный – струнный транспорт на высоте 6–25 м над уровнем земли, 5) воздушный – различные виды авиамобилей, летающие на высоте до 1000 м. Развитие мегаполиса в нашем проекте также связано с появлением многочисленных роботов и андроидов в различных сферах жизни москвичей. Это вызовет не только стремительный рост плотности населения, но и будет способствовать появлению новых типов зданий с новым функциональным назначением, таких как: технопарки роботов, станции роботосервисов, офисы для роботов. Появится и широкая сеть сервисных служб города, где поврежденные и износившиеся андроиды будут модернизироваться, обслуживаться и подзаряжаться, восстанавливая свою техническую форму. Почти каждая состоятельная семья москвичей будет иметь перепрограммируемого универсального помощника.
Учитывая масштабность градостроительного проекта, на первом этапе освоения присоединяемых территорий к городу Москве на ближайшие 50 лет, проект предусматривает активное развитие только центральной части комплекса, расположенной между МКАД и ЦКАД. Остальные территории должны быть зарезервированы под строительство через несколько десятилетий с учетом изменяющихся условий жизни москвичей на фоне ускоряющегося научно-технического прогресса в соответствии с экономическими возможностями страны.

Проект был выставлен на смотр-конкурс «Перспектива-2012», который проводился СМА. На выставке в ЦДА и на сайте форума www.mosma.ru, где проходило он-лайн голосование, проект-прогноз вызвал интерес профессионалов и широкой публики инновационными решениями и оригинальной компьютерной графикой. Окончательно проект в составе общей экспозиции форума «Архитектура и природа-2012» был выставлен на III Московской Биеннале архитектуры в ЦДХ с 23 по 27 мая. По результатам форума проект «Техно-Версаль» получил специальный приз от архитектурного журнала «Архитектурный Вестник», грамоты от СМА за участие в смотре-конкурсе «Перспектива-2012».

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о