Градостроительство

ПРОМ – ЭТО НЕ ТИПОЛОГИЯ, А ОБРАЗ МЫШЛЕНИЯ


«И если в прошлое столетие, когда основной смысл жизни был иным, главным содержанием архитектуры был жилой и общественный дом, влиявший на промышленную архитектуру, то теперь происходит явление как раз обратное: промышленная архитектура, ближе стоящая к источникам современного формопонимания, должна оказать влияние на жилую архитектуру, наиболее традиционную и косную.»
М.Гинзбург. «Стиль и эпоха», 1924 г.
Слова М.Гинзбурга были провидческими. Весь ХХ век архитектура черпала структурные и образные идеи именно в промышленных и инженерных сооружениях. Когда в начале века авангардистам понадобился новый архитектурный язык, основы его они нашли в постройках современных им выдающихся инженеров – В.Шухова, Э.Фрейсине, Р.Майара и др. И вместе с развитием этого языка промышленная архитектура была включена в сферу профессиональной деятельности архитекторов, став наиболее прогрессивной и быстро развивающейся отраслью архитектуры. Хорошо известно, что одним из основных центров формирования русского архитектурного авангарда был МВТУ, где на кафедре фактически промышленной архитектуры учились и работали многие теоретики и практики (А.Власов, братья Веснины, Г.Бархин, А.Фисенко и др.) той архитектуры, которая определила пути развития европейской и североамериканской архитектуры в ХХ столетии.

В 1933 г. Ле Корбюзье сформулировал 5 принципов современной архитектуры, ставших неотъемлемым элементом архитектуры глобального модернизма. Но они уже давно до этого существовали в промышленных постройках. И острый ум гения безошибочно уловил и выявил то, что на долгие годы стало азбукой архитекторов по всему миру.

В 1959 г. студент Р.Роджерс сбежал из лондонской АА, где, по его мнению, в то время слишком много времени уделялось вопросам левой социологии в ущерб непосредственно архитектурному образованию, доучиваться в Америку. Там он познакомился, в частности, с Н.Фостером и новыми тенденциями в высокотехнологичной американской архитектуре, прежде всего, промышленной. И когда по возвращению в Англию они в 1963 г. организовали совместное архитектурное бюро «Команда 4» и получили заказ на проект фабрики электроники в Свиндоне с пожеланиями заказчика разработать инновационный проект для передовой на то время IT — отрасли английской индустрии, именно американский опыт промышленной архитектуры привел их к «изобретению» хай-тека, впервые опробованного в Свиндоне и достигшего своего апогея в проекте Центра Культуры и Искусств им. Ж. Помпиду в Париже в 1971-77 гг., выполненного Р.Роджерсом уже в соавторстве с Р. Пьяно.
Своеобразную роль сыграла промышленная архитектура в переходе от модернизма к постмодернизму в архитектуре конца ХХ века. Важно здесь понимать постмодернизм не как узкостилистическое ПоМо, основанное на игривом цитировании исторических прототипов, а как явление более широкое, мировоззренческое, принципиально плюралистическое, пришедшее на смену моноидеологическому и стилистическому модернизму. Получившая широкая распространение реконструкция промышленных объектов ХVIII-XIX веков — «краснокирпичной промышленной архитектуры» — с их многослойной и многосмысловой средой послужила одним из важных поводов для создания архитектуры, учитывающей «дух места», добавляющей, а не разрушающей смыслы при вторжении в уже существующую застройку и природное окружение.

Сегодня на повестке дня стоит «устойчиво развивающаяся архитектура». И одним из важнейших полигонов выработки и внедрения ее принципов является современная промышленная архитектура как место деятельности людей в посткризисную эпоху, отказавшуюся от финансовых спекуляций в пользу реального производства. Нового производства – высокотехнологичного, наукоемкого, вырастающего из 5-го и 6-го технологических укладов, энергоэффективного и экологичного, предлагающего гуманную среду для людей, занятых на нем. И разработки в этой области должны стать существенным вкладом промышленной архитектуры в становление этой самой «устойчиво развивающейся архитектуры».

Мир архитектуры невозможен без промышленной архитектуры – на ее объектах создаются продукты и товары, которыми все мы пользуемся ежедневно. Более того, промышленная архитектура всегда была и будет местом эксперимента и инноваций, обогащающих архитектуру в целом.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о