Градостроительство

К 40-ЛЕТИЮ АРХИТЕКТУРНОЙ ПРАКТИКИ АЛЕКСАНДРА ЗУСИКА, ИЛИ ОБ ИЗВИВАХ СУДЬБЫ

Александр Зусик в полную силу – на весь тогдашний Советский Союз – заявил о себе 30 лет назад. В конце 1970-х — начале 1980-х гг. он один за другим выигрывал архитектурные конкурсы, включая международные. После прихода на пост главного редактора журнала «Архитектура СССР» А.Кудрявцева и появления поросли свежих разделов, рубрик и тем, в том числе посвященных творчеству молодых архитекторов, работы подающего надежды архитектора из Фрунзе появились на страницах всесоюзного издания. Мне тогда, еще студенту, он с его откровенно постмодернистским запалом и взглядом на мир запомнился – наряду с тогда же прорезавшимися другими новыми именами: А.Асадова и М.Хазанова, А.Бродского и И.Уткина, С.Скуратова и С.Гришина, М.Белова и Ю.Аввакумова, А.Харитонова и Е.Пестова. Казалось, что ткань архитектурного безвременья вот-вот будет прорвана – «и братья меч нам отдадут».
Вышло все не так. Последовавший распад страны для профессии обернулся разбеганием по своим норкам, можно сказать, цеховой сегрегацией. Однако в памяти остались архитектурные образы, рожденные на излете советской эпохи – и в частности, карабкающегося по склону высокоплотного жилого образования, амфитеатром развернутого к береговой линии – проекта А.Зусика с коллегами, завоевавшего в 1984 г. первую премию на международном конкурсе ЮНЕСКО «Жилище завтра». Где-то «на волне моей памяти» сохранилась и уменьшительно-ласкательная фамилия – Зусик.
Уже в 2000-е гг. на смотрах-конкурсах в «Доме на Брестской» она вынырнула вновь. Александр Зусик уже выступал под флагом проектного бюро «Аrchitecton», созданного им в Москве в начале нулевых. (Кстати, как потом выяснилось, чуть позднее он основал еще пару активно работающих архитектурных компаний – PRI и PRTHI на Филиппинах). Он оставался верен архитектурному языку, когда-то найденному и пропущенному через боль непонимания и неприятия позднесоветским архитектурным истеблишментом – державшим и не пущавшим все, что движется, на протяжении едва ли не десятилетия, с конца 1970-х гг.
Кто-то скажет – зациклило, сам же архитектор апеллирует к этосу профессии – в его понимании, зодчий не должен навязывать заказчику собственные представления о мире, а истина, архитектурная в том числе, лабильна, подвержена постоянной ревизии и переопределению. Отсюда декларируемые им «преданность идеалам и традиционным принципам организации городов доиндустриальной эпохи» и «свободный выбор образа – прототипа стиля, уместного в данной ситуации».
Не помню, соотносил ли я того Зусика, родом из 1970-1980-х, и этого, возникшего на московской архитектурной сцене в 2000-е – особого повода к рефлексии, совмещению двух реальностей просто не возникало. Все сошлось благодаря турне по заводам европейских производителей, организованного российской компанией «Делос» в 2010 г., где мы с Александром Ивановичем оказались в одной лодке. Переезды были длительные – из Германии в Бельгию и Нидерланды, в довершение всего еще и в Испанию, времени на профессиональные беседы по душам хватало. Так что у образов двух Зусиков не было шанса не совместиться в пространстве и времени.
И тут неожиданно выяснилось, что Александр Зусик – это невероятный, исключительный эрудит и знаток архитектурной литературы и истории архитектуры ХХ века. В профессии таких уникальных персонажей можно пересчитать на пальцах одной руки – по крайней мере, из тех, кого я знаю: это А.Боков, Е.Асс, С.Скуратов – пожалуй, и все. Я имею в виду, разумеется, практикующих архитекторов – для кого история архитектуры и архитектурная критика не являются предметом ежедневных профессиональных занятий и писательского труда. Причем многие работы Ф.-Л.Райта и Л.Миса ван дер Роэ, Дж.Стирлинга и А.Росси, Ж.Нувеля и MVRDV он видел воочию – можно сказать, с фиксацией и последующей инвентаризацией пространственных и тактильных ощущений. В общем, для меня это было профессиональным открытием.

В начале октября Александр Зусик отметил 40-летие собственной архитектурной практики. В фойе ЦДА была развернута приуроченная к этому событию экспозиция «Архитектура как экология культуры». Мы публикуем работы с выставки – условно первую и последнюю по времени. Это тот самый проект «Жилище завтра», победивший в Париже без малого 30 лет назад, и концепция Всероссийского музея конструктивизма «Белая башня» в Екатеринбурге с ее реставрацией и приспособлением, выполненная этой осенью, буквально за пару недель до юбилейной выставки. «Красота спасет мир» — писал великий русский писатель Федор Достоевский. Миссия Архитектора – поиск красоты. Мы верим в это и в то, что долг Архитектора быть посредником между прекрасной архитектурой прошлого, оставленной нам великими предками, и архитектурой будущего».
Александр Зусик

«Сохранение традиций классической архитектуры, поиск путей их современной транскрипции – это наше видение экологии архитектурной культуры и ее развития в будущем».
Александр Зусик

«Мы создаем интеркультурную архитектуру, вмещающую лучшее из достижений Востока и Запада, но всегда несущую наше личное видение мира и его насущных проблем».
Александр Зусик
Проект для международного конкурса ЮНЕСКО «Жилище завтра», Париж, 1984 г. 1-я премия. Архит. А.Зусик, С.Рыспеков, А.Загрудный, Т.Рыспекова.

Концепция Всероссийского музея конструктивизма «Белая башня» в Екатеринбурге с ее реставрацией и приспособлением. 2013 г. Проектировщик – архитектурное бюро «Архитектон». Архит. А.Зусик, К.Боброва, Д.Ильина, И.Литвинов, Н.Дягильцев, К.Бакалова, Д.Ефимова.
Существующее положение.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о