Градостроительство

АРТ-ИНВЕНЦИИ НА ТЕМУ РУССКОГО КОСМИЗМА. ПРОЕКТ «ПРО.ДВИЖЕНИЕ» В СОТРУДНИЧЕСТВЕ С НИКОЛАЕМ ПОЛИССКИМ

С фестиваля «АрхКузница-2013»

Русский космизм – это едва ли не самое характерное движение отечественной мысли. Вбирающее и манифестирующее национальные архетипы, коллективное бессознательное. «Воскрешение отцов» Н.Федорова, «покорение космоса» К.Циолковского, «планиты с землянитами» К.Малевича, «эхо солнечных бурь» А.Чижевского, «летающие города» Г.Крутикова выстраиваются в логическую цепочку, предвосхищая и идеологически подготавливая высший взлет человечества за всю его историю, грядущий марш-бросок русского гения в космические дали. Характерно, что низвержение Советского Союза в начале 1990-х гг. фактически «закрыло тему» во вселенском масштабе — освоение межпланетного пространства в последние десятилетия все больше сводится к доставке на орбиту спутников с военно-стратегическими либо утилитарно-практическими целями да к коммерческим вояжам богатых бездельников. Тема трагически оборвавшегося в результате геополитической катастрофы конца ХХ в. давнишнего стремления человечества к звездам в последнее время привлекла внимание Николая Полисского, в частности, ей посвящена его недавняя никола-ленивецкая инсталляция «Вселенский разум». Кстати, этот его ностальгический рейд в героическую эпоху научной фантастики тогда, когда на дворе время малонаучной фэнтези с ее присяганием магическим ритуалам и незыблемым социальным иерархиям, отнюдь не всем пришелся по вкусу, снискав острокритические отзывы. Н.Полисский и подтолкнул Петра Виноградова, инициатора «Про.Движения» и фестиваля «АрхКузница», к мысли о художественном исследовании научно-теоретических и философских открытий русского космизма.
Фестиваль «АрхКузница_2013» прошел в конце августа в деревне Звизжи Калужской области, что по соседству с Никола-Ленивцем. Первый, напомним, состоялся три года назад в Ульяновске (см.: АВ, 2010, №5, с.14). Результатом стали 12 инсталляций, собранных и сваренных на деревенском механизаторском дворе в основном из подножного материала – objets trouves и прокатного металла, обеспеченного арт-парком Никола-Ленивец при помощи оборудования мастерской «Copperbrass» братьев Олега и Дмитрия Зубковых и при их непосредственной поддержке. В них нашли отражение едва ли не все оттенки современного эмоционального отношения к объекту законной гордости советского и русского человека – тематике овладения космическим пространством: от горечи безвозвратной утраты великой страны, а вместе с нею – захватывающих дух имперских сверхпроектов («Звезда», автор – Е.Желваков) до отчаянного призыва к новым прорывам в звездно-планетарное будущее, материализованного в трубе телескопа, прорезающего стену одного из цехов («Телескоп», авторы – А.Новикова, П.Виноградов, Ю.Гетман, А.Юшкевич, И.Хван, И.Лебедев), и стебового противопоставления звездных часов человечества родом из послевоенной эпохи и нынешнего планетарного триумфа безудержного потребительства и гедонизма, человека с орбитальной станции «Союз» и человека с ложкой («Летающая тарелка», авторы – С.Мамчур, В.Татарский).
Метафоричность объектов соседствовала с вящей литературностью. С одной стороны – «Космический валенок» (авторы – И.Максимов, А.Лоптев, А.Смирнова) с его перекрестьем смыслов, работающих в контражуре, а с другой – грубовато-ремесленный, сваренный из гнутых железных листов парафраз первого советского спутника («Спутник», авторы – Т.Шапкин, А.Пряхин, А.Джибилов, А.Карданов), некогда произведшего в мире настоящий фурор – именно реакцией на его запуск стало поспешное основание не на шутку перетрухнувшими американцами знаменитой DARPA, и сварная редакция матрешки, она же космическая капсула («Матрешка», авторы – И.Скуратов, В.Требань), работа над которой оказалась столь трудоемкой, что ее пришлось завершать уже после фестиваля.
Были среди итоговых арт-объектов и менее сюжетно нагруженные работы типа «Турбины» (авторы – А.Андронова, Г.Ханзафарова, С.Романов) и «Маяка» (авторы – Л.Леснякова, А.Смирнова, Д.Кнырко, А.Юшкевич), «Антенны» (авторы – А.Саром, А.Бачинский) и «ДНК» (авторы – Н.Петрухина, В.Татарский). Точнее, прилагаемые авторами легенды и здесь вписывались в исходный русско-космический дискурс. Хотя, на самом деле, данная привязка оказывается в принципе взаимозаменяемой с машиностроительной или молекулярно-биологической. Как, скажем, спираль ДНК с ее вектором «на взлет» и позвенными растяжками, отсылающая к тому же к прецизионным кинетическим скульптурам В.Колейчука, пусть и в их брутальной – домоткано-суровой — версии.
В рамках «АрхКузницы» металл в виде железяк и прочего мусора с лоу-тековской помойки – это, несомненно, главный материал, но в Никола-Ленивце и без сена никак негоже. «Стелла русскому космизму» (авторы – А.Пряхин, А.Джибилов, А.Карданов) представляет собой обычный рамный металлокаркас с заполнением из самопальных брикетов из сена. Надо сказать, в россыпь монумент выглядит не менее эффектно, чем в штатном режиме – особенно при ночной подсветке.


Инсталляция «Телескоп». Авторы – А.Новикова, П.Виноградов, Ю.Гетман, А.Юшкевич, И.Хван, И.Лебедев

По результатам фестиваля проекту «Про.Движение» со стороны автохтонов территории поступило предложение стать куратором площадки в Звизжах. Наметившаяся этим летом организационная и творческая дивергенция «Бобур» / «Архстояние» (подробнее см.: АВ, 2013, №4, с.43), похоже, получает дальнейшее развитие…

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о