Градостроительство

ФЕСТИВАЛЬНЫЙ ШТРИХ-ПУНКТИР. ПО ИТОГАМ «ЗОДЧЕСТВА-2013»

В конце декабря после двухмесячных вынужденных проволочек в Гостином дворе прошел XXI международный фестиваль «Зодчество-2013». Он воспроизвел опробованный в прошлом году 2-дневный рентабельный блиц-формат. Кураторский проект
Выдвинутая куратором фестиваля И.Коробьиной тема «Национальный ландшафт» фокусирует в себе боль его ежечасной утраты – «и перспективы на будущее не предвещают остановки губительных процессов». Эти пронзительные интонации нашли пространственно-пластическое отражение все в той же центральной оси, связывающей главный вход со сценой. Однако на этот раз фестивальная аллея утратила регулярность, будучи набранной из сюиты мизансцен, живописно разбросанных по зеленому ковру. Быть может, их оказалось чуть меньше, чем предполагает пространство Гостиного двора, превышающее формат Манежа. И вообще выставочная эспланада оказалась как бы вывернутой наизнанку – разногабаритные (благодаря деконструкции центральноосевой регулярности) экспозиционные стенды были развернуты вовне, а на внутренние стены проецировались фильмы из собрания МУАРа, фиксирующие уходящие ландшафты России – сельские и городские.
Среди инсталляций – деревянный бокс, перфорированный «глазками» с видами на упрятанный за забор фрагмент русской природы — березки, мультиплицированные во внутренних зеркальных стенах (Ш.Керимов), типовая блочная жилая ячейка из пенопластовых – имитирующих железобетонные – плит с типичным интерьером, дошедшим с советских времен (А.Горяинов – М.Крымов), «валяный глобус» – шар из отреза войлока с прошитым контуром России и обозначенной звездочкой Москвой (К.Губернаторов, Е.Ларкина, Д.Листопад, А.Укропов) и др. К главной же сцене развернут хит – роскошные, на полиэтиленовых простынях, воспоминания об идеальном городе В.Кошлякова.


Вид на главную аллею Фестиваля. Кураторский проект «Национальный ландшафт» (куратор И.Коробьина).

Экспозиции
Экспозиционная линейка, как обычно, предполагает широкий спектр — от сугубо деловой до триумфальной тональности. В качестве примера приведем экспозицию Кавминвод, предъявляющую опыт четкого иерархического выстраивания градостроительной документации – от СТП до генпланов поселений и проектов планировки территорий – центра Минвод, нового экспопарка, агропромышленного комплекса и др. (диплом САР в номинации «Градостроительство»), с одной стороны, и выставку-бенефис проектной организации, переживающей второе рождение — имеется в виду компания НПО «Мостовик» из Омска, сосредоточившая наиболее лакомые госзаказы по всей стране (Серебряный знак в номинации «Проектные институты») – с другой.
Однако в центре общественного внимания были более экстравертные стенды республики Башкортостан, завоевавшей Диплом Фестиваля в номинации «Новое градостроительство», и НИиПИ Генплана г.Москвы, странным образом оставшийся обойденным наградами. Первый всеми доступными средствами — как формой, то есть дизайном стенда, так и содержанием — представляет на суд зрителей концепцию имплозивного проектирования, или генерирования схемаформ, являющую собой, по сути, региональную версию старого доброго метода деконструкции. Второй представляет первые подступы – в основном методичную фотофиксацию снаружи, с реки — к формированию Техзадания для проанонсированного международного конкурса на концепцию обустройства 240-километровой (по обеим сторонам) береговой линии Москва-реки.


Театрально-культурный комплекс «Новая сцена Александринского театра» на ул. Зодчего Росси в С.-Петербурге. Архит. Н.Поповская, Ю.Земцов, М.Кондиайн и др. Гран-При Фестиваля «Хрустальный Дедал».

Победители и лауреаты
На этот раз обладатели двух высших наград Фестиваля, «Дедала» и «Татлина» — новая сцена Александринского театра в Санкт-Петербурге (архит. Н.Поповская, Ю.Земцов, М.Кондиайн и др.) и знак при въезде в Якутск (архит. Г.Попов) – оказались своего рода антиподами. Если первая представляет собой технологически изощренную, предполагающую возможность внутренних трансформаций, деликатнейшую и – одновременно — остросовременную встройку в историческую ткань северной столицы, то второй – поставленную в «чистом поле», близ аэропорта, овеваемую ветрами минималистскую скульптуру — современную реплику острога, набранную из медно-алюминиевых труб и эффектно работающую на просвет.
В итоговом «параде победителей» обращают на себя внимание несколько обстоятельств. Первое – мимо взгляда жюри не прошло довольно качественное, в том числе в архитектурном отношении, жилье, построенное в регионах – в Кирове и Петрозаводске. Второе – есть коллективы, которые завоевали на Фестивале сразу несколько наград: и если МНИИП «Моспроект-4» и «Метрогипротранс», М.Мамошина и В.Никишина, получивших Золотой и Серебряный знаки, можно считать старожилами, то НПО «Мостовик», удостоенное отличия в трех номинациях, причем в главном разделе «Постройки» — сразу двух Золотых знаков, претендует на то, чтобы считаться внутрипрофессиональным открытием, несмотря на более чем 20-летний стаж компании и солидный послужной список из 800 объектов. Еще одно наблюдение – состязание между двумя классными нижегородскими постройками, завоевавшими соответственно Золотой и Серебряный знаки: торговым центром на улице А.Гайдара (архит. В.Никишин, А.Рубцов и др.) и спортивной школой на улице Ванеева (архит. А.Каменюк), несмотря на типологическое различие, близких как близнецы-братья – ср. принципы формообразования, звонкую образность, пластическую и цветовую палитру.
Нельзя не упомянуть еще о двух ключевых фестивальных смотрах-конкурсах – «Архитектуре для жизни» и «Творческих архитектурных коллективах и мастерских». В первой премированными оказались целостные градостроительные единицы с широкой социальной адресностью – это и микрорайон бухты Патрокл во Владивостоке (Золотой знак, «ПриморГражданПроект»), и проект дома для престарелых в Мещовске Калужской области (Серебряный знак, архит. А. и Я.Усовы), и социальный жилой комплекс Малешице в Праге (Серебряный знак, архит. О.Хаман и др.). Во второй первенствовали АБ «Остоженка» среди бюро и МНИИП «Моспроект-4» в разделе проектных институтов: А.Скокан с коллегами, пользуясь случаем, проанализировали свой опыт поисковых и реальных работ в жанре квартальной застройки, которые в большинстве случаев под воздействием местных условий намеренно отходят от ее по-немецки правильной интерпретации, что чревато подвижкой в направлении модели «открытого острова», по К.Портзампарку; МНИИП предложил подборку работ институтских мастерских, относящуюся к последним годам, многие из которых вошли в недавнюю публикацию в «АВ» (см.: 2013, №3, с. 60-87).



Конкурсный проект знака при въезде в Якутск. Архит. Г.Попов. Гран-При Фестиваля «Премия Владимира Татлина».

Остается заключить, что наш репортажный штрих-пунктир является отражением штрих-пунктира фестивального.

comments powered by HyperComments
comments powered by HyperComments