Без рубрики

БЕЛЫЙ ТАНЕЦ АКА. ИЗ КУРАТОРСКОГО МАНИФЕСТА

19 февраля 2015 г. под звуки саксофона в московском Словацком институте на 2-й Брестской, 27 открылась выставка Андреи Климко – нашей коллеги из Братиславы.

Девять лет назад мы с друзьями отправились в Вену: повидаться со знакомым профессором, посмотреть на старый город, обнаружить шоколадные штучки Холляйна в этом пышном архитектурном торте, отыскать один исторический дом… Наконец – понять и почувствовать музыку великого Штрауса.



A.Klimko. Foto Ivana Satanik

Так получилось, что дорога в Вену вела через другую европейскую столицу – Братиславу (только переехать через Дунай). Там мы задержались у друзей и окунулись в городскую среду по-настоящему…
Этнографический фестиваль в Братиславском Граде предложил свою музыку. Под её звучание древние постройки отдавали средневековые поклоны модернистским опусам 1970-х, а уличные инсталляции-кочевники привносили новые веяния «средового дизайна», отправляя нас к словацкому музею современного искусства Данубиана. И уже работал Эрик ван Эгераат над масштабной архитектурой River Park, а местные архитекторы предлагали небольшие оптимистичные проекты.
Свою песню об этих новых проектах мы с пани Ключкиной опубликовали тогда в АВ — см. №№ 2006/1(88), 2006/4(91), 2007/1(94).: «Камерные портреты архитектуры… свидетельствовали о европейском подходе… В их основе – бережливость к собственным творческим находкам, а также к самой архитектуре – без расточительной избыточности».
Среди молодых словацких проектов уже тогда ярко звучали работы Андреи Климко – выпускницы братиславской и венской архитектурных школ. Но сегодня Andrea Klimko Architects (АКА) – международное бюро, выполняющее проекты для разных уголков мира — Кипра, Китая, Доминиканской Республики, Американской Флориды. В настоящее время Андреа вдохновляется в Лондоне, Стамбуле, Бразилии, Малайзии, Африке…
Похоже, очередь дошла до России. Интересно, какие заморские мотивы звучат теперь в работах пани Климко?

О музыке и языке
На самом деле архитектура – это не совсем «застывшая музыка». Это скорее живой танец. Особенно, если говорить об актуальном архитектурном творчестве.
Такие мысли приходят в голову на фоне венского архитектурного вальса, после знакомства с колоритным творчеством словацких зодчих.
Вот и философское кредо Андреи Климко – воплощение архитектурных переживаний через «движение линий и волн».
Музыка (или Муза) в данном случае – творческое вдохновение, и счастлив тот архитектор, которому доводится её слышать…
Муза (или Музыка) навевает разные образы, но кажется, что сегодня многие архитекторы предпочитают изменчивый джаз-модерн. Думаете, это не АКА?

Общаясь с Андреёй, мы говорили друг другу на разных языках: она – по-английски, я – по-русски. Будто в смешном фильме. Говорили о серьёзных вещах – об архитектуре, о московской выставке. О своей работе Андреа рассказывает очень вдохновенно – сразу становится понятным, что это и есть её жизнь. Вообще мы решили, что понимаем друг друга на 95 процентов. Я до сих пор надеюсь, что это так. Ещё думаю, что словацкий язык мог бы стать украшением этих бесед (я слышал, как он звучал в нашем подсознании).
Международная (в первую очередь европейская) архитектура долгое время говорила на греческом и на латинском. Имеется в виду классическая ордерная система. Конечно, с национальными оттенками, которые иногда были очень заметны. А позже они становились основой уникальных модернистских течений в разных странах.
Сегодня архитектурная деятельность по-своему интернациональна. Архитекторы путешествуют по всему миру, перенимая и привнося разные традиции…

Среди проектов и построек, представленных АКА на московской выставке, общепризнанными являются титулованные объекты с международными именами: RELAXX, MONDRIAN, LEONARDO. Посмотрим на эти произведения с точки зрения… «архитектурной хореографии».

RELAXX — спортивно-оздоровительный центр в Братиславе (проект 2005, строительство 2008, автор А.Климко), пожалуй, один из ярких объектов АКА. Свой эксцентричный спортивный танец он умудряется исполнять на узкой полоске между кольцевым шоссе и железной дорогой. Опираясь на землю одним концом, здание изгибает свой длинный С-образный торс и приподнимает в воздух другую половину, вставая на ассиметричные опоры.
При общей высоте в 6 этажей здание сомасштабно не только окружению, но и всему городу. В этом и состоит его самобытная аутентичность, дополняемая столичным качеством отделки и презентабельностью спортивно-оздоровительной начинки.


MONDRIAN – жилой дом в Братиславе (2003-2005, авторы А.Климко, А.Алекси) и творческая дань АКА голландскому неопластицисту Питу Мондриану. Стиль, основанный на абстрактном чередовании формы и цвета, чем-то напоминает степ (здесь почти нет мелодии – в основном ритм). Кто-то скажет, что это хип-хоп или, скажем, рэп. Этакий энергичный танец на месте, с отчётливой мимикой и жестикуляцией. Между тем, дом-MONDRIAN снискал поклонников в самых требовательных кругах. Дело в том, что он танцует в хорошем месте, обратив своё подвижное лицо к зеркалу водоёма. Волны подхватывают ритмичную красно-сине-жёлтую гамму и начинают иной танец — в духе многоцветного импрессионизма.

LEONARDO – жилой и общественный комплекс в г. Трнава (концепция 2007, реализация 2012, автор А.Климко, соавтор П.Коллар) мог бы иллюстрировать нарочитое стояние в звучании средневекового органа, если б не уступки, сделанные органами охраны памятников для этого здания, построенного в исторической среде. Теперь это скорее полонез в стилизованных костюмах, так сказать, архитипическая абстракция. Объект прячет от прохожих откровенно современные дворовые фасады, однако, вновь дополненные «театрализованным» благоустройством.

MENDELSOHN – жилой дом на окраине Братиславы (проект 2006-2008, автор А.Климко) – развитие творческого подхода немецкого экспрессиониста Эриха Мендельсона. С музыкальной и хореографической точки зрения – это скорее вдохновение современного балета. Архитектурному экспрессионизму свойственна некоторая замкнутость, и дом-солист по-своему реагирует на агрессивное настроение соседних промышленных «фигурантов». Эмоциональное стремление преодолеть грубое окружение индивидуальной мягкостью форм и контрастным цветом приводит к успеху. Это пример внедрения позитивного архетипа. Теперь архитектурного актёра не отпустят со сцены и можно ожидать создания вокруг него достойной градостроительной труппы.

RACANY BIANCO – жилой и общественный комплекс на окраине Братиславы (проект 2007, строительство 2010, автор А.Климко). Соседство с виноградниками и некоторое природное раздолье располагает к объединению. И вот звучит хороводная песнь – здания образуют немного угловатую танцевальную группу. Между ними создаётся так необходимое ощущение уюта, близости соседа. Природная идиллия дополняется функциональной самодостаточностью. Это действительно почти этнографическое мини-поселение виноделов, ориентированное на природу и солнце. И горизонтальные членения фасадов, предлагающие домам стелиться, концептуально преподносят идею близости к земле.

Заключение (выставочный сценарий)
Собрание работ АКА на московской выставке – это уже своеобразный архитектурный бал. И как на всяком балу, здесь — свои распорядители и свои правила.
Узкая галерея Словацкого института выстраивает в длинный ряд архитектурные объекты – как в старинном менуэте или полонезе – танце-знакомстве. И каждый проект поочерёдно привлекает нового зрителя.
Звучит музыка: подход – впечатление – новый партнёр.
Помимо общеизвестных «архитектурных особ» из Словакии АКА представляет сравнительно недавние зарубежные проекты. Это — бразильская вилла BELMONTE (2012, автор А.Климко), приоткрывающая свои прибрежные тайны.

Здесь — бескорыстная волна лесного жилища WAVE ONE HOUSE (2012, автор А.Климко) из Австрии. А это что-то высокое, строгое и лёгкое – с иероглифами над стилобатом (видимо, из Китая)…
Наконец менуэт отзвучал – знакомство состоялось. Но каждый проект АКА приглашает на свой танец…
Теперь вы заметили? Современная архитектура позволяет себе то, что раньше обеспечивалось перемещением зрителя – сменой ракурсов, точек восприятия. Теперь она сама, словно бы в танце, движется ему навстречу.

Говорят, что традиция «белого танца» зародилась в Вене. На московской выставке АКА она предстаёт как редкий белый танец архитектуры – «поэзия линий и волн».

Фото с выставки и экспозиционные материалы предоставлены бюро АКА.


Foto Katarína Fúrová

Foto Katarína Fúrová

Экспозиция открыта для всех с 10:00 до 17:00 по будням до середины марта.
Тел.+7(495)956-4928
http://www.suza.sk/sd/

Home

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о