Без рубрики

«ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ-2015» — БЕЗ ВЗЛЕТОВ И ПАДЕНИЙ. НО НЕ БЕЗ ЧЕРВОТОЧИНЫ

Перед майскими праздниками на сайте смотра-конкурса «Золотое Сечение» появился перечень номинантов. На который мы сочли необходимым оперативно отреагировать.




— В этом году смотр-конкурс собрал рекордное число участников – более 180 работ. Вряд ли это связано со всеобщим расцветом-благоуханием, скорее – со сверхусилиями организаторов.
— Бросается в глаза солидный раздел интерьеров и загородного жилья – очевидно, благодаря предшествовавшему смотру Фестивалю архитектуры и дизайна интерьера «Под крышей дома», откуда многие работы переехали в ЦДА. А может, как и в 1990-е – эффект схлопывания рынка?
— Не уступает ему градостроительный раздел – в основном за счет проектов. Пожалуй, именно здесь налицо наиболее серьезная концентрация архитектурной мысли и – соответственно – острота конкуренции.

— Жилье по-прежнему превалирует, но не «за явным преимуществом», при этом его социальная адресность неуклонно, по ступенькам, снижается.
— Типологическая линейка становится более сбалансированной, но вот пром, как и раньше, решительно проседает (кажется, единственный кейс – прошедший в номинанты проект реконструкции энергоблока ПГУ-20/25т Е.Полянцева) – об импортозамещении все больше досужих разговоров, причем проектно-строительная отрасль не исключение.
— Зато социальные объекты – от ДОУ и школ до поликлиник – переживают локальный бум, что причудливым образом соотносится с низвергнувшимся на социальную сферу очередным туром разрушительного реформирования.
— Представителен концептуальный раздел, хотя критерии отнесения к данной номинации уж очень широки – от целевой футурологии (таких – раз-два и обчелся) до проектов с недавнего урбанистически рискованного звенигородского конкурса.
— В соответствии с общей динамикой, в том числе направленности финансовых потоков, расширяется реставрационный раздел – очевидно, реставраторам тесны рамки профильного конкурса «Московская реставрация», и жюри оценило этот факт по достоинству.
— Как обычно, интересных проектов заметно, в несколько раз, больше, чем реализаций, хотя чисто арифметически они сопоставимы. От цепкого взгляда жюри данное обстоятельство также не ускользнуло.
— География работ – в основном это Москва и область. Есть и регионы – Санкт-Петербург и Туапсе, Сочи и Нижний Новгород, Мурманск и Якутск, Архангельск и Самара, Красноярск и Калининград, Крым и Камчатка, ХМАО-ЮГРА и Чеченская Республика. Да, еще Освенцим.
— Среди участников – довольно много молодых архитекторов, есть и новые имена: назовем запомнившихся Д.Поляшова и М.Кашина. Налицо и новые акторы, субъекты проектного рынка – в частности, «Капстройпроект» и «Спектрум-Холдинг»: первый отметился своей по-протестантски лапидарной гостиницей с апарт-отелем на улице Академика Миллионщикова (жаль, исполнение подкачало), да и многоквартирное жилье есть неплохое, второй – аэротерминалами в Самаре и Красноярске, первый из которых построен.
— Впрочем, и старый конь борозды не портит – в конкурсе приняли участие (и кое-кто не остался без наград) многие проектные институты столицы: от ОАО «Моспроект» и «Моспроекта-2» им. М.В.Посохина до МНИИТЭПа и «Моспроекта-3». Пока что выпал МНИИП «Моспроект-4», но с приходом новой дирекции забрезжила перспектива реанимации института.
— Ретроспективизм по-прежнему ведет свою линию, не оглядываясь на то, что сегодня носят. Пена практически сошла — в основном это просвещенные работы от людей, не сворачивающих с пути — типа М.Филиппова или Д.Бархина.
— Общая тенденция на аскетизацию архитектурного языка, уход от выспренности остается в силе. Равно как и компенсирующий тренд на колористическое восполнение лаконизма пластики. Особенно показательна в этом смысле жизнерадостная сюита детских и учебно-образовательных учреждений от компании «Проект-Реализация».
— Целостность представления о здании и окружающем пространстве, внимание к ландшафту являются знаком времени. Средовое качество вытесняет самоценную скульптурность, хотя есть и исключения – к примеру, Б.Бернаскони с его «Матрексом», С.Чобан-С.Кузнецов с их «Лотосом» и «Президент-Плаза» или А.Леонович с экспериментальным проектом биоморфного небоскреба Hyperion.
— Из номинантов безоговорочный лидер по совокупности – «Метрогипротранс» с его терминалом «Внуково» и станцией «Битцевский парк». Работы, что ни говори, одна достойнее другой. И все же, ребята — ну кто же кладет все яйца в одну корзину? Тем более при такой поразительной плотности результатов, когда первую сотню непонятно как ранжировать. Есть SPEECH с едва ли не полудюжиной качественных реализаций, есть ОАО «Моспроект» с полудюжиной классных проектов, наконец, есть новичок «Капстройпроект» с очень разношерстной обоймой, в том числе вполне приличной полудюжиной работ. И все они – в пролете! Хорошо, Б.Бернаскони с его эскападами в виде «Гиперкуба» и «Матрекса» или А.Надточий-В.Бутко с их жизнелюбивой экспрессией «Баркли-Парка» и «Яндекса» — по ту сторону от нынешних контр-раблезианских тенденций. Хорошо, «Золотое Сечение» как высшая награда — это разговор особый. Но диплом-то номинанта – как можно пронести мимо, причем трижды? Ведь смотры, равно как и профессиональные медиа, должны работать на объединение цеха, а не на его разобщение и меряние черти чем. И не на то, чтобы кого-то исподволь взять за холку либо пребольно куснуть. После чего этот последний закономерно затаит мстю…

Два десятка дипломов – вроде бы нескудно. Тем не менее, первоначальный шорт-лист, отобранный жюри и включавший без малого сорок работ, больше соответствует реальному параллелограму сил: стабильно ровно, без особых взлетов и падений.

comments powered by HyperComments
comments powered by HyperComments