Без рубрики

СОСТОЯЛОСЬ ОТКРЫТИЕ МЕМОРИАЛЬНОЙ ДОСКИ Р.В. ГОРБАНЁВУ

23 июля председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская и и.о. директора Института Генплана Москвы Михаил Крестмейн открыли мемориальную доску выдающемуся инженеру-градостроителю, заслуженному строителю Российской Федерации Ростиславу Васильевичу Горбанёву (1940-2012), который проработал в Институте Генплана Москвы и Москомархитектуре 50 лет. Открытие доски приурочено к празднованию 80-летия первого генерального плана Москвы.


«Мы открываем мемориальную доску ученому-градостроителю, что бывает нечасто в наше время. Доска открывается на здании Института генерального плана, потому что 50 лет этот дом был его родным. Имя Ростислава Васильевича знала вся Москва – строители, заказчики, весь строительный комплекс шел к нему за советом», – отметил и.о. директора Института Генплана Москвы Михаил Крестмейн в ходе торжественного мероприятия. – «Ростислав Васильевич был директором Института в тяжелейшие перестроечные времена, конца 1980-х – начала 1990-х годов, когда все градостроительные институты в России распадались и закрывались. Именно в этот период он сохранил и укрепил Институт Генплана Москвы, сделав его монополистом в градостроительстве в столице и мозговым центром Стройкомплекса» — добавил он.

На церемонии открытия присутствовали многие члены семьи Р.В.Горбанёва (супруга, дети, внуки, племянники), а также сотрудники Москомархитектуры и Института Генплана разных лет.
«Я благодарна Институту Генплана Москвы за то, что этот проект был воплощен в жизнь. Ростислав Васильевич своим вкладом, безусловно, заслужил увековечивание памяти, проработав 50 лет в организации, которой всего 64 года», – отметила в ходе открытия Алла Горбанёва, супруга Р.В.Горбанёва.

Справка:
Р.В.Горбанёв – к.т.н, академик транспорта, член Союза архитекторов России проработал в научно-исследовательском и проектном институте генерального плана Москвы 50 лет.
Придя в него в 1962 году после окончания строительного института им. Куйбышева (градостроительный факультет) простым инженером, он в 1978 году был назначен на должность главного инженера, а с 1988-1998 годы был директором Института. С 1998-2012 гг. он продолжал службу в градостроительной отрасли столицы в Москомархитектуре.

Р.В.Горбанёв, став руководителем предприятия в сложный перестроечный период, сумел вникнуть в новую экономическую систему и поставить экономику института на новые капиталистические рельсы, что привело к процветанию, в то время как другие предприятия переживали сильнейший спад и закрывались.

При руководстве Р.В.Горбанёва был разработан и утвержден первый рыночный генеральный план Москвы 1998 года, который объединил работу отраслевых мастерских, разработавших стратегическое отраслевое видение города, и территориальных бригад, работавших по административным округам и досконально знавших «свою» территорию.
Как отмечает Олег Баевский, заместитель директора Института Генплана Москвы: «Экспертиза отклонила генеральный план Москвы и Московской области 1986 года и он не был принят. Это было начало перестройки, менялись рыночные отношения. Требовался новый генплан, в котором было необходимо предъявить потенциал городских территорий. Город должен был сам себе найти инвестора и мы для себя стали называть генплан 1998 года «генпланом возможностей». К этому моменту была разработана московская система зонирования, которая включала функциональное, ландшафтное и строительное зонирование и была придумана именно как инструмент регулирования множества участников градостроительной деятельности».

К другим важным достижениям Р.В.Горбанёва можно отнести разработку системы особо охраняемых природных территорий, которая ввела понятие «природного комплекса», установила его границы и режимы использования. В условиях капиталистического рынка и приватизации только подобные жесткие меры помогли сохранить незастроенные природные территории.

Также ключевой заслугой деятельности Р.В.Горбанёва стало введение автоматизированных систем в работу при проектировании. До 1990-х годов проектирование выполнялось на деревянных подрамниках, красками, а все базы данных и архивы велись исключительно на бумажных носителях.
По поручению Р.В.Горбанёва были закуплены компьютеры и проекты начали разрабатывать в графических редакторах. Впервые были созданы электронные базы данных (градостроительный кадастр, учет проектной документации). Автоматизация и компьютеризация, безусловно, стала конкурентным преимуществом для Института.

Среди прочих заслуг за годы работы в Институте Р.В.Горбанёва можно отменить также участие в разработке схемы транспортного обслуживания объектов «Олимпиады-1980», участие в проектировании третьего и четвертого транспортных колец в Москве.
Как отмечает Игорь Бахирев, руководитель НПО «Транспорта и дорог» Института Генплана Москвы, – «В конце 1990х Москве стали требоваться современные и смелые решения при транспортном проектировании. Однако российская практика отставала от международной и Р.В.Горбанев поддержал инициативу по командированию сотрудников транспортного объединения за рубеж для наработки квалификации и конкурентного преимущества. Состоялись поездки в Китай, США, Японию. В ходе поездок проходили встречи с администрациями городов и проектными организациями, происходило накопление передового зарубежного опыта, визуальных архитектурных решений, изучение норм проектирования. Например, в 2009 году состоялась поездка в Японию. Токио как и Москва обладает ярко-выраженной радиально-кольцевой системой, передовым опытом проектирования ТПУ, имеет сравнимый прирост населения. Благодаря таким поездкам нами были предложены современные решения реконструкции МКАДа, проектирования Третьего транспортного кольца».

Одним из последних проектов Р.В.Горбанёва уже в 2000-х годах стало руководство комплексными работами по крупнейшему проекту реконструкции аэропорта Внуково (терминалы, взлетные полосы, эстакады и пр.).

С 1977 года Р.В. Горбанёв долгие годы работал на кафедре «Городского транспорта» Московского архитектурного института. А его учебник «Городской транспорт» (1990г.) на сегодняшний день – единственный учебник, по которому преподают отраслевые дисциплины в МАРХИ, а также пользуются и в других вузах России.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о