Без рубрики

Строительная отрасль – два нокдауна

К концу ноября обозначились очередные два фактора, способные решительно углубить кризис в российской строительной отрасли. Первый – это изменение правил грузоперевозок в стране, второй – запрет на работу в России застройщикам из Турции. Помимо запуска с 15 ноября 2015 г. системы «Платон», имеющего целью удвоение тарифа за пользование федеральными трассами для автомобилей весом более 12 т, с 1 июля с.г. действует постановление, вдвое снизившее предельную разрешенную для перевозки массу груза. По предварительным оценкам, повышение стоимости грузоперевозок увеличит себестоимость строительства на 7-9%, что автоматически отразится на цене 1 м2. Ассоциация застройщиков Московской области уже направила в Минстрой РФ официальное письмо с предложением о введении льгот для перевозок стройматериалов – от песка и щебня до арматуры.

Что касается турецких застройщиков, то, по предварительным оценкам, они задействованы на тысячах российских строек – основную часть составляет коммерческая недвижимость. За последние два десятилетия только в Москве ими построено свыше 24 млн м2 – начиная от башен «Эволюция» и «Федерация» в ММДЦ «Москва-Сити» и заканчивая бизнес-центрами «Метрополис» и «Белая площадь». Впрочем, заммэра Москвы М.Ш.Хуснуллин указал на то, что в Адресной инвестиционной программе Московского правительства турецкие застройщики отсутствуют, так что с их уходом земля не разверзнется.


Вообще если оценивать перспективы туркозамещения в строительной отрасли, то определенно имеется как негатив, так и позитив. Первоначальные издержки, связанные с прерыванием инвестконтрактов, с необходимостью повторного проведения тендеров, наконец, просто с вероятными актами сознательного вредительства со стороны отставленных подрядчиков – очевидны. Гарантированы срыв сроков сдачи строящихся объектов, снижение качества строительства и – опять же – удорожание 1 м2, финансовая неразбериха, включая неустойки, штрафы и – не исключено – иски в международные инстанции. Компенсация же в виде прихода на место захвативших самые лакомые куски турок отечественных инвестиционно-строительных компаний носит несиюминутный характер.

Есть и еще одна сторона вопроса – недвижимостью в Турции владеет свыше 5 тысяч россиян. Получается, что наказанных за свою геополитическую близорукость.

Так что в строительной отрасли нокдауны следуют один за другим. И еще не вечер. Сверхзадачей становится уйти из-под нокаута, продержаться в условиях полной неопределенности. Никто не знает, сколько в этом бою уготовано раундов – даже мировые геоконструкторы, хозяева денег, стоящие за обеими катастрофами наших самолетов…

comments powered by HyperComments
comments powered by HyperComments