Без рубрики

«АРХМОСКВА» — АРХБИЕННАЛЕ — ПОД МЕЛЬДОНИЕМ

Прошедшая в конце мая в ЦДХ XXI «АрхМосква» вкупе с Биеннале архитектуры, как ее ни взбадривали после прошлогоднего обвала, все равно производила несколько обмякший вид. Театр, как известно, начинается с вешалки – в нашем случае: с прошлогодней экспозиции «АрхиWOOD». Далее – «Архкаталог» с зияющими прогалинами пустых стен и работами, многие из которых успели засветиться ранее – похоже, на свежие презентации сил просто нет. Второй этаж – по обыкновению по преимуществу коммерческий. Наконец, третий – с явно натянутыми на площади экспозициями. Новых работ — немного. С реализациями – вовсе беда. Atlantic Apartments от SPEECH и «Водный» от «Атриума» — два абстрактно-геометрических упражнения, один с метафизическим, другой – с экспрессионистским посылом, мимикрирующий под холм парковый павильон от «Практики» и детский сад от ТМА А.Асадова, масштабирующий авторскую тему «лоскутков» к условиям городской затесненности. Вот собственно и все, если не считать достраиваемого командой Г.Пряничникова ТЦ «Кристалл» от «Поле Дизайн», оправдывающий свое название.
Остальные – проекты. Из новых, мимо которых не проскочишь – трио башен С.Скуратова на границе (а точнее — с ландшафтным заступом) ММДЦ «Москва-Сити» и парка Студенец, срежиссированно пропускающих визуальные оси из эпицентра на столичные лэндмарки, и лофты «Рассвет» от dnk с их любованием материальной субстанцией в лице кирпича ручной формовки. Сюда же отнесем Школу в Ильинском ГК «Мортон» из корпоративного раздела, четко следующую за солнцем и строго выдерживающую прочие техтребования, но при этом по-формалистски велеречивую: «Клином красным бей белых!». А также сюиту туркомплексов и гостиниц из деревянных модулей А.Златкина из «Стройпроекта», откликающуюся на крутой разворот рынка туристических услуг.

В условиях дефицита главного объекта показа – собственно архитектуры – активизировалось профессиональное образование, которое внедрилось во все поры выставки и захватило даже главный плацдарм на втором этаже. Правда, автор центральной экспозиции «Архитектура off-line», лидер бюро WALL Р.Аракелян настаивает на концепции «Образование – Рабочий процесс – Критика», но по большому счету его инсталляция крутится вокруг образовательных платформ МАрхИ, МАРШ и ВШУ. Проектирование же с критикой упрятано за «двойную кожу» вуали, выступая в роли довеска.

П.Виноградов со своей командой и с новым проектом – архитектурной школой «Эволюция» — в качестве пилотного выбрали район Лефортово, а именно – четыре наиболее проблемные тамошние площадки, сформировали четыре команды из нынешних и недавних студентов, которые под началом кураторов из поколения 30-40-летних разработали серию проектных предложений. Большинство из них было ориентировано на совершенствование средовых качеств территории – от связности до жизненного комфорта и визуальной привлекательности, хотя команда И.Заливухина и В.Медведева нацелилась на решительное переформатирование с организацией, по сути, еще одного оттягивающего городского центра. Старт – обнадеживающий, намечен и следующий пункт – площадка близ Бронниц.

В.Савинкин и В.Кузьмин со студентами второго курса МАрхИ в курсовом проекте «Шахматы» продемонстрировали сеанс одновременной игры на без малого двадцати досках. Параллельно предметно освоив курс истории современной скульптуры ХХ в. Опознаваемы не только Кристо с Бранкузи и Мур с Джаддом, но и А.Родченко с ТАФ-мастерской.
От последней продолжают отпочковываться новые команды, без труда опознаваемые – по крайней мере, на первых порах. На этот раз о себе заявил «АрхГараж», воспроизводящий материнский бренд со всеми его трещинками-нюансами – от антиконсьюмеристского пафоса до запаха свежеспиленной древесины и обильно «истекающих» акварельных листов.

Девелоперы явно чуют в воздухе запах жареного: ипотека исчерпала свой жиденький в российских условиях ресурс — и делают выводы. Прежде всего, инициируя новые типологии в виде 18-метровых студий и беспощадно урезая расходы. Но не только – так, компания «Кортрос» заказала АБ «Остоженка» модельное исследование принципов жилой среды, которые, очевидно, должны быть теперь зашиты в их будущие проекты. А.Гнездилов и К.Гладкий, разделив гипотетическую площадку на три масштабных уровня – район/квартал/дом, инвентаризовали профессиональный инструментарий – от плотности и дифференцированности УДС до габаритов кварталов и перемешивания функций, от высотного регламента и пропорций дворов до активизации первых этажей и дизайн-кода. Аналогичное по своей интенции, спасительное для девелоперов предложение исходит от Wowhaus, которое в своей экспозиции wowfactory прослеживает пунктир истории дворовых пространств с XIX в. по наши дни – однако масштаб поднимаемых проблем, да и рекомендательная часть там и там несопоставимы.


Р.Аракелян. Экспозиция «Архитектура off-line».

Среди тематических новинок – проект Ю.Зинкевич «Приметы городов», пытающийся компенсировать географическую ограниченность «АрхМосквы». Охват впечатляет: от Калининграда и Мурманска до Новосибирска и Владивостока. Среди примет архитектура – одна из, но вот лауреаты, в соответствии с законами жанра – конечно, сплошь архитектура, как вариант – ландшафтная архитектура и городское средообразование. Странным образом среди новоявленных городских примет присутствует и панельное жилье, пусть чуть подкрашенное и набриолиненное. Дань девелоперам как потенциальным спонсорам перспективного проекта?

Пожалуй, наиболее злободневной, если не сказать животрепещущей в свете постепенного осознания народом нынешнего исторического тупика – не только российского, но и мирового – выглядит фотовыставка Ю.Пальмина и Е.Коссовской «Швейцарские поселки». Восходящие к концу 1910-х-1920-м гг., они являются образчиками общинного социализма – пусть там и не любят подобные дефиниции, который пронесен ими через весь ХХ и начало XXI вв. В отличие, кстати, от нас, шарахавшихся из стороны в сторону – от рабочих поселков к микрорайонам и – далее – к жилью класса premium и de luxe. Да, был еще всплеск ДСК в 1960-1980-е гг. Так вот, этот опыт швейцарских Siedlung, весьма разнящийся по своим экономическим, земельно-имущественным, архитектурно-планировочным основаниям, может быть небесполезным в качестве кейса для разработанных, в том числе в России, моделей христианского, исламского, общинного социализма, имеющего мало общего с нигилистически-марксистской его разновидностью.
Наконец, пару слов о коммерческом разделе. Компания М.Сонне-Фредериксен из Ганновера продемонстрировала, как можно поженить концепт с коммерцией. Она представила модели помещений отеля – от лобби до номеров и санузлов — в масштабе 1:1 вместе с образцами отделочных материалов и изделий фирм-производителей. Здорово разбавляло главный зал по соседству с его бу-бу-бу про бабки.

А вообще – если бы не могучее плечо Москомархитектуры, занявшей своим отчетно-перевыборным стендом по проекту Сitizenstudio с его скульптурным символизмом пол большого зала третьего этажа – в аккурат была бы новая редакция «АрхМосквы-2015». К счастью, и церемония награждения премии АРХИWOOD таки состоялась – формат, на самом деле, неважен, и экспозиция перед ЦДХ, в конце концов, обновится. Так что мельдониевая накачка пока срабатывает…


В.Савинкин-В.Кузьмин. Экспозиция «Шахматы».

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о