Без рубрики

ФЕСТИВАЛЬ «ЗОДЧЕСТВО» — ОТ ГЛЯНЦА К ПРАВДЕ ЖИЗНИ?

В середине сентября на площадке Трехгорной мануфактуры в Москве прошел Международный фестиваль «Зодчество». Избранный кураторами, Андреем и Никитой Асадовыми, девиз – «Пространство потом» — относится к более чем актуальной теме реновации промтерриторий, точнее, переживания ими транзита из настоящего в будущее. В этом качестве пребывает и сама фестивальная площадка, насчитывавшая два корпуса и подготовленная к редевелопменту.
Практически непричесанный производственный антураж с развороченными стенами, раскуроченными плитами перекрытий и экспозиционными выгородками на контрасте входил в вопиющее противоречие с благообразным обликом официальных лиц, почтивших своим присутствием церемонии открытия и закрытия Фестиваля. Чиновники в строгих костюмах и белоснежных рубашках наверняка испытывали культурный шок от тактильного соприкосновения с редевелопментом «в прямом эфире».

Центральная экспозиция – по общему мнению, проект ревитализации территории самой Трехгорки, принадлежащий АБ «Рождественка», хоть он и был вынесен в 5-й – «нереспектабельный» — корпус. Реконструкция и новое строительство – приблизительно 50 на 50 / функция – жилье, в том числе апартаменты, офисы, социальные объекты – от детского сада до музея текстиля (к имеющейся школе можно подключиться) / бережное отношение не только к памятникам, но и к градостроительно ценным постройкам / подземный паркинг / территория разбита на пять захваток, обеспечивающих девелоперу операциональную гибкость. Выверенный и взвешенный во всех аспектах проект – разве что с зеленью исторически сложившийся напряг.

Другим хитом Фестиваля стала эшелонированная атака SPEECH, выставившего более полудюжины реализаций – а если считать вместе с постоянным партнером С.Чобана — Е.Герасимовым, то всю дюжину работ. Однако мимо «Дедала» они опять проехали без вариантов: все без исключения объекты очень качественные, выше здешней средней планки, но привкус коммерческости неискореним. Тот же нарциссический «Гэлакси» в Сочи с его острозаточенностью и теряющимся где-то в вышине атриумом – полное ощущение, что телепортирован из Абу-Даби, а петербургская Ратуша с ее фасадным орднунгом и блобом на крыше прибыла ночным экспрессом из Берлина. В нынешний мейнстрим без зазора входит и группа апартаментов «Atlantic» на Можайском валу с ее лейтмотивом демонстративно вывешенных объемов, однако отсутствие конкретной адресности дает ей фору – как кажется, это лучшая из представленных работ SPEECH.

В то же время нынешний «Дедал» — музей-заповедник «Куликово поле» С.Гнедовского – не в пример живее, стереоскопичнее, самостоятельнее …и эмоциональнее, взволнованнее. Так же как и «Татлин» — проект реконструкции производственного корпуса под апартаменты «Рассвет Loft Studio» от ДНК с его одой кирпичу. Казалось бы, после С.Скуратова сложно что-то открыть в этой теме, тем не менее попытка засчитана. А вот что касается арифметики, то арьергардные бои со SPEECH в состоянии вести разве что «Студия-44», которая, кстати, вновь не осталась без наград – их проект Музея науки и техники в Томске удостоился Золотого знака.

Регионы переживают экономический обвал: сокращение объемов строительства за год на 30-40% – это еще сносный результат. Понятно, что сегодня витрувиевская формула все чаще звучит как польза – прочность – цена. Тем не менее качественная архитектура никуда не делась – вырастает в самых отдаленных уголках. Достаточно привести в пример жилой комплекс «Адмирал» в Южно-Сахалинске (И.Козак, С.Байбородин и др.), состоящий из пяти (в соответствии с первоначальным замыслом – 11) 5-16-этажных зданий-парусов, формирующих пешеходную улицу, или спортклуб «Оранж Фитнес» в Нижнекамске (И., Р. и Д.Сафиуллины), выполненный на одном архитектурном приеме – имеется в виду нахлобученная на 3-уровневый объем металлическая «мятая» кровля – лаконичная и элегантная.
На этот раз Фестиваль продолжался ровно неделю — в отличие от ставшего привычным вик-энда – и собрал порядка 200 мероприятий. Какие-то из них шли в режиме нон-стоп, как, например, школа «Эволюция» П.Виноградова с ее каскадом презентаций, дискуссий и экшенов. Наряду с разверткой проведенных начиная с весны проектных брейнстормингов по конкретным площадкам – от московского Лефортова до Шексны – были подведены итоги конкурса на проекты ДОУ и школы, выполненные на базе технологии мелкоштучного домостроения БЭНПАН. Технологический спектр растет, вселяя надежду, что такая свобода выбора рано или поздно позволит выстроить отечественную палитру социального жилья.
Другой сквозной сюжет – серия дискуссий, продолжающая недавнюю «Анатомию города» И.Заливухина.
Сформулированная и озвученная автором концепция интенсификации использования территории в зависимости от трех урбанистических предпосылок – транспортной инфраструктуры, наличия объектов культуры и зеленых территорий – эволюционирует в направлении радикализации модернизирующих воздействий на городскую ткань. Вплоть до нагнетания в российских условиях зашкаливающих плотностей типа надвокзальных – от Нью-Йорка до Роттердама. Однако можно привести как минимум три контраргумента: 1) такой форсаж плотности все же характерен преимущественно для англосаксонских стран и их сателлитов, 2) эпоха экономического роста оборвалась в 2007-2009 гг., ближайшее будущее – время сбора камней и конструирования новой экономической, а значит – расселенческой модели, 3) консервативный поворот в обозримом будущем выводит на первый план памятникоохранные приоритеты – в пику небоскребостроению.

В рамках фестивальной программы градостроительная тематика безусловно доминировала. Ракурсов – сколь угодно много: «Живые города» с их бесконечным нанизыванием и прощупыванием городских и окологородских сюжетов и образовательный проект «Территориум» А.Комова, реинтерпретирующий заданные им евпаторийские дизайн-код и вектор интервенций, «Белые слоны» О.Шапиро и Д.Ликина как результат проекции известного постолимпийского синдрома на карту столицы и «Развязка Москвы» от «Сitizenstudio» с ее иронией, переходящей в незлобивый троллинг.
Нельзя не упомянуть о проведенном в С.-Петербурге и представленном на «Зодчестве» конкурсе на преобразование «серого пояса» северной столицы, который может придать мощный импульс не только развитию Питера, но и других российских городов. Важно не остановиться на достигнутом – проанализировать конкурсный материал и выработать набор стратегий редевелопмента. Если пошагово: 1) инвентаризация и составление матрицы идей, 2) проверка их на совместимость/несовместимость между собой, 3) формирование пакета сценариев, применимых к различным социально-экономическим и планировочным условиям.

Разворот в направлении градостроительства не мог не иметь следующим пунктом программы обращение к высшему масштабному уровню, а именно — терпланированию и расселению. Сегодня этот дрейф вполне явствен, находя отражение и на Фестивале. На XXXIX Совете главных архитекторов городов РФ, состоявшемся в рамках «Зодчества», данная тема была поднята в докладах А.Бокова и Е.Чугуевской. Активизировалась работа над стратегическими документами пространственного развития в Минэкономразвития. Появляются – пока в профессиональных изданиях – статьи на данную тему. При градостроительной комиссии СМА создается секция по терпланированию и расселению. В рамках нее ваш покорный слуга инициировал разработку программы, предполагающей междисциплинарный диалог и имеющей целью выход в практику — предположительно запуск процессов экономического и территориального развития должен осуществляться индуктивно-дедуктивно: как сверху, с формирования рамочных условий, так и с мезоуровня – диспозиции внутри конкретного города или региона.

Возвращаясь к Фестивалю: смежные разделы профессии, в частности, архитектура и дизайн, растворяются в этом мощном потоке. Редкое исключение – экспозиции студентов МАрхИ и Института бизнеса и дизайна из групп В.Савинкина-В.Кузьмина. В первом случае представлены объекты, смонтированные из objets trouves – от башни из разноцветных пластиковых ящиков до стола с ножками от Тонета до рояля. Во втором – инвенции на тему русского авангарда из гофро- и гипсокартона.

В заключение – про смену формата с прицелом в будущее. Профессиональная общественность по отношению к метаморфозе — от гостинодворского глянца к трехгорной правде жизни – разделилась фифти-фифти. Одни полагают, что пром генерирует драйв — социокультурную и когнитивную активность, другие недоумевают – ради чего глотать заводскую пыль? В этом смысле ответ: ради запуска программы редевелопмента Трехгорки и не только – вполне себе мотивированный. Но вот насколько он соответствует действительности – скоро узнаем. Не забыть бы про мнение посетителей со стороны, которых было — кот наплакал: тут пропорция 100/0. Расшифровка, надо думать, не требуется.
Что касается перспектив «Зодчества-2017», то новоизбранный президент САР Николай Шумаков в своей программной речи на IX съезде российских архитекторов недвусмысленно заявил, что Фестиваль должен поискать более престижные площадки…


АБ «Рождественка». Проект реконструкции территории Трехгорной мануфактуры. Фото с макета.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о