События

«АРХМОСКВА» — ВСЕ УЖЕ КРУГ

Прошедшая в конце мая в ЦДА 22-я Арх Москва, несмотря на программный расчет на поколение Nеxt, а значит – претензии на конструирование будущего, преодолела еще одну ступеньку — вместе с российской экономикой и общественной жизнью. Правда, не вверх, а вниз, съежившись до почти непристойного объема.

Из скудеющего на глазах архитектурного портфеля мы отобрали несколько сюжетов.

— Тема реновации, в последние месяцы обретя общеполитическое звучание, не могла не отвоевать себе центральное место в рамках выставки. Основной пунктир событий: круглый стол вкупе с «Завтраком архитектора» – манифестация разработок по РНГП в качестве ядра экспозиции Москомархитектуры – объявление конкурса на реновацию с корректировкой первоначального формата — вместо отбора по портфолио открытый конкурс и — вторым этапом — заказной. На круглом столе, который состоялся в первый день Арх Москвы, было предъявлено профессиональное обоснование реновации, с подачи властей понимаемой как снос и новое строительство. «Город в лесу» от SPEECH как эталон организации городской среды – «Велтон Парк» от Buro Moscow как прецедент реновации в ее радикально-«сносном» понимании – проектный опыт реновации кварталов в Южно-Сахалинске и Иркутске от АБ «Остоженка», где снос уживается с реконструкцией. И все же главная новелла – обнародование первых проработок региональных нормативов, в основе которых лежит периметральная схема с ее отправной градостроительной единицей в лице урбан-блока, приходящая на смену микрорайонной. С одной стороны, а именно содержательной – эти нормативные модели являются антиподами, с другой же – близнецами-братьями, обе носят предписывающий характер. Что касается выбора в пользу открытого конкурса, то этим профессия обязана М.Хазанову и В.Логвинову, на аргументы которых отреагировал М.Хуснуллин в ходе встречи 23 мая в ЦДА с профессиональной общественностью, предложив откорректировать уже принятый конкурсный формат.

Было. От реакционной микрорайонной модели

Стало. К прогрессивной квартальной!

— Н.Явейн, в прошлом году объявленный «Архитектором года», разразился феерической экспозицией. Она состояла из двух частей. Смысловым центром являлась двухуровневая деревянная этажерка на основе из металлокаркаса, где располагалось порядка сотни макетов. На контрасте с этим живописным беспорядком вдоль стены тянулась ленточка работ, выстроенная в хронологическом порядке — с конца 1970-х гг. и заканчивая современностью. Первый сюжет, датированный 1978 г., поражал созвучием дню сегодняшнему. Конкурсный проект семейного дома в Ташкенте в трех уровнях с двориком-айваном в теле здания с его опознаваемо структуралистским подходом с опорой на региональные традиции. Фасад – как сошедший с нынешнего фэшн-конвейера. Потом был постмодернистский этап с характерным перебором мотивов и форм. После чего маятник качнулся в обратную сторону – что и породило тот самый эффект резонанса.

Отчетная этажерка Н.Явейна.

— Выставка «Архитектура Next. Новые голоса» под кураторством Е.Гонсалес и Р.Аракеляна выводит под свет юпитеров 12 команд поколения 20-30-летних из Москвы и Питера. 12 инсталляций, выполненных в самых различных жанрах – это и скульптура-архитектурная метафора – как статическая (SA Lab и Futura Architects), так и динамическая (KPLN), и интерактивный макет (GAFA Architects), и традиционные слайд-шоу, правда, внутри пространственного каркаса (АРХ-LAB), и экспобокс с портфолио по периметру (Rhisome Group), и трактовка экспозиции как повода для рефлексии оснований профессии через архитектурную деталь (FAS(t) и С.Ситар), и упрятывание архитектурного содержания с провоцированием поисковой активности зрителя (IND Architects и А20М). Перед жюри стояла непростая задача выбора между арт-жестом, каждодневной рутинной креативностью либо тем и другим вместе. Предпочтение отдано синтезу – победителем стало бюро FAS(t).

Обласканный «Новый голос» из поколения Next – бюро FAS(t).

— Стартовавший на Арх Москве проект «Идеальный город» от Kleinewelt Architekten, по сути, представляет собой НИОКР в формате частной инициативы в отсутствие госзаказа. Сформирована команда исследователей, нацеленная на изучение города в его различных ипостасях, прежде всего социальной и урбанистической — сценариев городской жизни и их оболочки. Хотя организаторами и заявлена в качестве цели подготовка к концу года проекта-манифеста, он же мануал практических решений, все же ценность инициативы скорее описывается известной максимой «Движение – все, конечная цель – ничто». Что нисколько не умаляет ее значимости.

«Идеальный город» — предваряющая версия от Kleinewelt Architekten.

— Проект «Лавка архитектора» компании Lumi предстает в виде здоровой реакции на нездоровый ажиотаж вокруг темы благоустройства. По заказу компании десять московских архитекторов спроектировали, а Lumi изготовила десять авторских МАФ. Безошибочно узнаваемы, пожалуй, лишь две: от А.Бродского – из парка Горького с кракелюрами и монтируемым столиком для восприятия, и от А.Надточего-В.Бутко – с опорной металлоконструкцией в виде оригами и консольным выносом деревянной деки. Ну как в скамейке на рессорах да еще ярко-алого цвета можно опознать dnk? Или в пюпитре с градиентом «Панаком»? А приз зрительских симпатий, как и полагается, достанется А.Бродскому. Это прогноз — неужто ошибусь?

«Лавка архитектора» в версии dnk – выбор «АВ».

— Что касается того самого управления будущим, то поколение Next — в полном порядке, проблема – с общей рамкой. Еще одна максима — «Жить в обществе и быть свободным от общества…» — распространяется и на архитекторов…

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о