Событие

К регионам-государствам — курс MUF остается неизменным

Московский урбанистический форум прогрессивно развивается – переехал из Манежа в более емкий 75-й павильон на ВДНХ. Вопреки устойчивым тенденциям на сжатие экономики страны, разбалансировку и деградацию системы расселения, обнищание населения.

Среди нынешних хедлайнеров форума – Параг Ханна, которого по известности можно сравнить, например, с Г. Кларком, одной из значимых фигур форума-2015. Оба они из одной колоды – сторонники глобализации и производной от нее мегаурбанизации. У Кларка среди основных постулатов – смена Вестфальской системы национальных государств эпохой мировых городов, превращение последних в международные центры секторов глобальной экономики, потенциальная возможность Москвы последовать за Гонконгом и Сингапуром, выигрыш всех, в том числе и провинции, благодаря трансляции товаров и услуг вглубь страны, апология всех без исключения происходящих в российской столице изменений – от присоединения Новой Москвы до благоустройства (любопытно было бы сегодня выяснить про реновацию!), и др. Ханна отливает эти идеи в историческую последовательность: Pax Britannica – Pax Americana – Pax Urbanica.

Что можно добавить к тому, что уже сказано (см.: АВ, 2015, №1, с.42-43)? Стремление капитализма преодолеть, если не упразднить национальные границы как препятствие на пути движения денег, товаров и услуг очевидно с начала его зарождения. Именно с целью устранения этих барьеров возникли и стали активно расширять свое влияние когда-то тайные, а сегодня – так вполне явные институты согласования и управления, по А. Фурсову. С 1980-х гг. начался демонтаж капитализма — уход его с исторической сцены стал делом времени. Каковы альтернативы зарапортовавшейся социально-политической и экономической системе, просуществовавшей порядка 400 лет?

1) Кастовое общество (исторический аналог – рабовладельческий строй) с избранными агломерациями, по сути, регионами-государствами, по К. Омаэ, как пристанищем кластеров ТНК и ТНБ, вокруг которых сплошное инферно, нищета и чресполосица военных конфликтов, отделенные от благополучных центров буферными зонами. Недаром в эти оазисы посреди моря энтропии всеми правдами и неправдами стремятся попасть страждущие – как указывает мэр Москвы С. Собянин, в ближайшие годы в российские мегаполисы ожидается прибытие еще 8-10 млн граждан, в результате чего в крупнейших городах России будет жить 40% населения страны. Он полагает, что мы движемся в направлении Канады и Австралии, хотя эта динамика скорее воспроизводит модель развивающихся стран. Отсюда убежденность мэра в том, что 70% продукта, потребляемого Москвой, производится в регионах, то есть столица содержит в провинции 3,5 млн рабочих мест.

2) Модель, предположительно совмещающая черты социализма в его неказарменной версии и рыночной системы. Подробнее о некоторых чертах этого нового общества с упором на планирование и управление на основе цифровых технологий можно прочитать у А. Вассермана или М. Хазина. Сдерживают натиск ТНК в этом случае уже не нации-государства, а макрорегионы с населением от 200-300 млн человек и годовым ВВП не менее 20 трлн. В этом случае расселенческая модель «глобальный город – буферная зона – периферия» уступает место более равномерной неполяризованной сетевой модели, предполагающей многообразие социально-пространственных форм: от мегаполисов до малых городов и сельских поселений.

Насколько идеологизирована модель Pax Urbanica? Прежде всего, надо понять, cui prodest? Однозначно финансовой олигархии, занятой управляемым демонтажем капитализма, и переход от наций-государств к регионам-государствам есть один из главных трендов, переводящих политэкономические реалии в пространственную плоскость. О том, что Ханна скорее идеолог, нежели ученый, свидетельствуют хотя бы его подтасовки роста зарплат в западном мире в последние десятилетия. Как известно, реально располагаемые доходы американцев сегодня находятся на уровне 1958 г.

Если Ханна не может этого не знать – просто следите за руками, то наши сторонники глобалистской модели, в самом деле, не в курсе того, что делается в мире. Так, модератор панельной дискуссии «Центробежность и центростремительность. Противоборствующие силы пространственного развития» Е. Шульман искренне поразилась реплике А. Праздничных относительно разворачивающейся в городах Запада реиндустриализации – на новой, высокотехнологической, основе, возвращения прома в города в том числе англосаксонского мира, откуда собственно родом постиндустриалистский идеомиф.

То есть живут, под собою не чуя не только страны, но и мира. Даром, что проводят там половину времени.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о