Архитектура

20/80 – архитектурная проекция

Вышла книга С. Чобана и В. Седова «30:70. Архитектура как баланс сил». В основе ее идея о ликвидированном в ХХ в. с подачи модернизма привычном градостроительном равновесии между иконическими зданиями и фоновой застройкой. По подсчету авторов, первые и вторые соотносятся в пропорции 30 к 70. Они утверждают, что фоновая застройка в модернистской редакции скучна – главным образом вследствие дефицита деталировки, под которой понимается по преимуществу декор. Отсюда — общественная нелюбовь к современной архитектуре, нередко распространяющаяся и на здания-шедевры.

Очевидно, такой взгляд имеет право на существование, хотя наверняка можно обнаружить межеумочные постройки, которые затруднительно отнести к тому или иному лагерю либо мигрировавшие/мигрирующие между этими двумя позициями.

Однако хотелось бы обратить внимание не на содержание концепции, а скорее – на форму. А именно – вынесенное в заглавие, да еще на первое место, соотношение 30/70.

Дело в том, что в гуманитарных науках усилиями В. Парето, а впоследствии Дж. Ципфа, Р. Коха, Дж. Джурана, имеется своя константа – типа 9,8 или 3,14 соответственно в физике и геометрии. Это принцип 20/80, который носит универсальный характер, пронизывая самые разные области человеческой практики – от распределения доходов до управления и бизнеса. Он гласит, что 20% действий обеспечивают 80% результата и – соответственно – 80% действий обеспечивают 20% результата. В действительности, цифры 20% и 80% — достаточно условны и могут варьировать в ту или иную сторону, в том числе в каких-то случаях соотношение может быть и 30/70. Тем не менее само правило Парето, или 20/80, является базисным.

Разумеется, утверждение, что 20% (или 30%) зданий-икон ответственны за 80% производимого эстетического эффекта, а на фоновые 80% (или 70%) приходится лишь 20% – комичная вульгаризация. Тем не менее если принять предложенное авторами разделение градостроительной целостности на иконические здания и фоновую застройку, то данное соотношение не может не описываться принципом Парето.

Впрочем, архитекторы могут об этом и не знать – в отличие от гуманитариев.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о