Большой Проект – первые раскаты
Участник семинара по расселению при СМА, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов послал Президенту России Владимиру Путину открытое письмо, в котором представлена выношенная им на протяжении многих лет доктрина размосквичивания. Жареную новость тут же подхватили многие медиа. Однако в большинстве своем они не удосужились дочитать немаленький текст до конца, выхватив из него лишь самое спорное положение, правда, первое по счету, а именно – о переносе столицы на Восток страны.
Каковы же основные положения доктрины? Автор указывает на неконтролируемый рост Москвы при обезлюживании остальной территории России. Столичный регион, занимающий не более трети процента от территории страны, втянул в себя пятую часть российского населения». «Москва превратилась в главный фактор непрерывного ежеминутного и ежесекундного переваривания и деградации страны», — бьет тревогу Ю. Крупнов. А то и дело всплывающее предложение относительно концентрации населения в 15-20 агломерациях как якобы контрмагнитах для Москвы и Питера в случае его реализации еще подольет масла в огонь.
Автор перечисляет основные направления размосквичивания. Назовем их вслед за ним — помимо вышеуказанного переноса столицы:
— обеспечение транспортной связности на основе авиатизации страны и восстановления судоходности рек;
— форсированная неоиндустриализация страны;
— предоставление каждой многодетной семье собственной инфраструктурно обеспеченной родовой усадьбы. Комментарий АВ: о проекте ГДБ – городков демографического будущего — «АВ» неоднократно писал;
— переход от экономики московско-централистской к экономике муниципальной;
— отказ от мегаполисной урбанизации в пользу малоэтажной ландшафтно-усадебной урбанизации. Комментарий АВ: на наш взгляд, вряд ли целесообразно противопоставлять, сталкивать лбами первую и вторую – по примеру того, как это имело место в конце 1920-х гг.: что мешает развиваться параллельно крупным, средним и малым городам и сельским поселениям, как это происходит в той же Европе?
— приоритетность развития Дальнего Востока и Сибири. Комментарий АВ: в условиях разворачивающейся смены циклов накопления капитала и мировой гегемонии (Дж. Арриги) наша страна, находящаяся между Западом и Востоком, не может, не имеет права не реагировать на геополитические и геоэкономические трансформации;
— возвращение Московской области т.н. Новой Москвы и нормативное снижение этажности жилых домов в Москве. Комментарий АВ: Ю. Крупнов уточняет – «на не менее 12% в течение 15 лет», что выглядит, мягко говоря, не вполне фундированно.
— утверждение стратегии России как мировой державы и строительницы на постсоветском пространстве новой большой страны. Комментарий АВ: очевидно, речь идет о конструировании собственного макрорегиона в лице Евразийского союза в условиях перехвата тренда — с глобализации на макрорегионализацию;
— принятие плана спасения и восстановления культурно-исторического и социально-демографического облика Москвы;
— установка памятных знаков на месте всех существующих и существовавших в России деревень.
В настоящее время в Минэкономразвития близится к завершению работа над СПР РФ – Стратегией пространственного развития на период до 2030 г., и Ю. Крупнов полагает, что содержание Доктрины размосквичивания должно стать стартовой точкой разрабатываемого документа. Он вспоминает то, о чем сегодня не любят говорить – о трудовом подвиге советского народа: атомном и космическом проектах, считая, что в основу национального развития следует положить размосквичивающий градостроительный проект, порождающий «тысячу новых городов для России», очевидно, понимая под этим возвратное развитие части из заброшенных начиная с 1990-х гг. 25 тысяч поселений. Именно он мог бы обеспечить преемственность Больших Проектов, которыми только и движима наша страна в связи с ее институциональной закоснелостью и попеременными откатами назад, грозящими самому ее существованию.
Наконец, для реализации Доктрины, настаивает автор, необходимо создать Государственный спецкомитет по расселению и размещению производительных сил, решения которого обязательны для Правительства. Добавим: расселению, размещению производительных сил и развитию городов и сельских поселений.
В условиях четвертьвекового принципиального отсутствия Проектности и Субъектности страны, голос Ю. Крупнова раздается как гром среди ясного неба. Недаром его предложения встретили ернические ухмылки и злобное шипение в плотных слоях атмосферы, равно как и в подзападных медиа. Сначала большой хапок 1990-х, а затем рост без развития 2000-х вывернули мозги, в том числе, и тем, кто еще застал Советский Союз, пусть и на излете, в эпоху порядком обмякшего, измельчавшего и скурвившегося Большого Проекта.
Отправить ответ