Событие

25-й Фестиваль «Зодчество» — без пафоса

Фестиваль «Зодчество» справил четвертьвековой юбилей. Немногие это заметили. По крайне мере, большинство московских бюро – включая успешные и в нынешней глухой ситуации – по инерции фестиваль проигнорировали.

Хотя в этом есть своя логика – в условиях схлопывающегося рынка участвуют или те, кто жаждет – хочу, не могу – продемонстрировать свежий, еще не засвеченный объект, или молодые, для кого «Зодчество» может служить трамплином. Так, в прошлом году выстрелило IQ studio Э.Валеева, в этом – мастерская «Ингмар АСБ» И.Витвицкого.
Последняя выставила с полдюжины работ, одна из которых – спортивно-развлекательный центр с яхт-клубом на острове Бычий, напротив «Зенит-Арены», с его круглящейся сложносочлененной объемно-планировочной структурой и прямыми отсылками к берлинской архитектуре, правда, не рекреационной, а правительственной – и завоевала «Хрустальный Дедал». Авторы аттестуют архитектуру новостройки как аэродинамическую.

Исключение из правил – пожалуй, единственное – это «Студия-44» Н.Явейна, которая надежно, из года в год, поставляет материал в обе номинации. И дело тут не только в наполненности портфеля заказов и бесперебойной, по осени, готовности продукта, или в соответствующей платежеспособности, но и в идеологической установке. Как заметил сам Никита Игоревич в интервью Е.Петуховой, заказчика надо постоянно держать под контролем, душить в объятиях – очевидно, эта бульдожья максима относится и к пиару.

Предъявлено несколько новых трендов – помимо благоустроительного, находящегося в кульминационной точке. Прежде всего, это многочисленные попытки вырваться из состояния исторического небытия – безденежья и бесперспективности – малых городов. Этой теме была посвящена сессия по расселению (среди организаторов – «АВ»), в рамках которой была обозначена еще одна фундаментальная расселенческая дисфункция – отсутствие у нас городов-3-миллионников – потенциальных точек формирования спроса и, соответственно, запуска экономики. Саму проблематизацию крайней разбалансированности отечественной системы расселения как одного из симптомов надвигающегося идеального шторма следует рассматривать как вклад в будущее изменение статуса профессии – вследствие смены настоящей социально-экономической модели.

Если данная тенденция предваряет и манифестирует слом парадигматики, то другой обнаруживший себя на фестивале тренд высотного строительства вырастает из сформировавшегося идейно-теоретического комплекса, проекцией которого является центростремительность, гиперконцентрация населения в избранных локусах. Протагонистов небоскребостроения у нас не так много – даже С.Чобан, автор башни «Федерация», полагает небоскреб тяжелым лекарством, которое имеет ряд побочных эффектов. Хотя если принять перспективу выращивания 3-миллионников, высотное строительство остается одним из насущных рабочих инструментов, безотносительно к генеральному вектору.

Что касается архитектурного качества, с подачи кураторов А. и Н.Асадовых ставшего темой фестиваля, то остается актуальной мысль, в очередной раз высказанная президентом СМА и САР Н.Шумаковым — в условиях русской ушибленности ширью, по Н.Бердяеву, установка на качество целого, крупной формы призвана компенсировать исполнительское небрежение к детали…


1. Стенд Москвы – сама неофициозность.


2. Стенд Московской области – метафоричность и деловитость.


3. Стенд Татарстана – элегантно, хотя и малоинформативно.


4.


5.


6.


7.


8.

С экспозиции «Эталон качества» (куратор – Е.Петухова) — работы И.Мукосея, Н.Явейна, Н.Шумакова, А.Надточего–В.Бутко, В.Плоткина, Т.Башкаева.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о