Общество

Машинка больше не работает

На этой неделе появилась статья В.Никифоровой «Квартирный вопрос убивает средний класс стран Запада», анатомирующая социальные процессы, происходящие на Западе в последние несколько десятилетий, в их преломлении к жилищу, точнее – к возможности его приобретения представителями поколения миллениалов.

«Поджоги, погромы, волнения – так выглядит война против застройщиков в самых богатых городах Европы и США» — это лид, предваряющий текст. И далее — уточняющая ремарка: «В ходе боевых действий поколение нынешних тридцатилетних, не имея более возможности обзавестись недвижимостью, постепенно превращается в люмпенов. Как ни странно, это стало одним из следствий распада СССР».

Средний класс съеживается и деградирует не только у нас, но и в наиболее успешных странах Запада – от Соединенных Штатов до Германии – просто у них база побольше будет. Со стеклянной ясностью это прослеживается именно в сфере жилища, которое по факту стало недоступным – за последние двадцать лет цены выросли в несколько раз при том, что реальные доходы населения откатились к концу 1950-х гг. (!). «Отсюда конфликты «новых бездомных» с жителями тех районов, где планируется уплотнительная застройка. За бунтами и поджогами, направленными против джентрификации, скрывается настоящая внутренняя война, что идет между классами и поколениями стран Запада», — пишет В.Никифорова. Она приводит как пример Бруклин, где разъяренные толпы громят новые бары, лос-анджелесский район Бойл-Хайтс, где местные жители нападают на владельцев галерей современного искусства, район Сан-Франциско Ист-Бэй, где поджигают строящиеся жилые комплексы.

Если в Китае, Индии и России доля семей, имеющих в собственности недвижимость, растет, приближаясь к 90 %, то в странах Запада, в том числе в США и Великобритании, процент домовладельцев неуклонно падает на протяжении последних 20–30 лет, составляя немногим более 60. В Китае 70% миллениалов являются собственниками жилья, а в США и Великобритании – от 31 до 35%. Чтобы приобрести1-комнатную квартиру в Лондоне, лондонцу нужно накопить от 13 до 52 своих годовых зарплат, — приводит статистические данные В.Никифорова.

Вновь строящиеся квартиры часто используются как инвестиционные, то есть пустуют. Так, более 40% квартир в лондонских новостройках, проданных в 2016 г., оказываются, по сути, банковскими ячейками, — подчеркивает автор статьи.

В последнее время складывается альянс миллениалов и застройщиков. И это понятно: для первых покупка жилья в новостройке, пусть и в плохом районе – это единственный шанс обзавестись хоть какой-то недвижимостью. В.Никифорова описывает молодых людей с доходом, позволяющим взять ипотеку, которые объединяются в группы для продвижения нового жилищного строительства. В США и Великобритании они придумали самоназвание Yumbi («Yes, In My Background) – в пику движению Nimby. Окраинные районы, застроенные высотками, для Yumbi – недостижимая мечта, — уверяет автор статьи. И здесь пролегает еще один водораздел – если не линия баррикад — между поколенческими когортами.

Выводы статьи достойны того, чтобы их привести полностью:

«Западный средний класс 1950–1970-х создавался искусственным путем. Это была осознанная государственная политика по предотвращению социальных кризисов и революций, в которой строительство дешевого жилья играло первостепенную роль. Первый министр жилищного строительства ФРГ Эберхард Вильдермут в свое время отчеканил: «Количество европейцев, голосующих за коммунистов, обратно пропорционально количеству квартир на душу населения».

С крушением коммунизма эта угроза исчезла – обеспечивать своих граждан дешевым жильем стало незачем, рынок взял свое, и на фоне постоянно слабеющих валют недвижимость взлетела в цене. А вместе с доступным жильем исчезает и средний класс, и поколение миллениалов, сколь бы ни было оно глобально и креативно, на глазах превращается в безземельных люмпенов».

Что и требовалось доказать – мир скользит по кромке хаоса, и досужее представление о том, что там-то у них, что бы ни творилось в остальном мире, все будет в шоколаде – не более чем иллюзия. Машинка больше не работает – ее так и так, а точнее, и там, и там — придется менять. Вопрос в том, кто раньше нащупает эту новую экономическую модель, адекватную новым реалиям…

Из новостроек Берлина:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о