Архитектура

А воз и ныне там

В сети появилась статья «О качестве строительства», в которой подробно на конкретных примерах анализируется положение дел в строительной отрасли. Отправной точкой статьи оказывается факт участившегося получения экспертами предложений на исследование здания на прочность без выезда на объект.

В основе текста – интервью с двумя экспертами в области строительства, которые проработали в отрасли не один десяток лет.

В отличие от советского времени сейчас квалификация рабочих на стройке такова, что они даже не всегда знают, как пользоваться электроинструментами, — рассказывает один из специалистов. — В советское время мастеров и прорабов не только не наказывали, но даже не ругали за то, что они отправляли обратно на завод ЖБИ, например, плиту перекрытия даже с еле заметными трещинами на нижней (потолочной) поверхности, или наружную панель с оббитыми углами. «Тогда прорабы реально отвечали за качество своей работы и за последствия в случае ЧП… Существовала так называемая «подписка прораба»: это было письменное согласие мастера нести уголовную ответственность за все произошедшие на его стройке аварии, несчастные случаи, которые могли произойти как во время строительства, так и после окончания строительства в пределах гарантийного срока. Теперь прорабы даже не всегда имеют специальное образование».

В советское время право на подписку зависело от стажа работы и уровня образования. «Лицо с высшим образованием могло впервые давать подписку только через 3 года непрерывной работы на стройке», — вспоминают эксперты. Они полагают, что «нижайшее качество строительства и реальная опасность от построенных зданий жизни и здоровью людей — это системная совокупность множества факторов, а не — хапужнический инстинкт застройщика… Придуманные Правительством Медведева упрощения административных процедур в строительстве на самом деле являются уходом государства от ответственности за результат строительной продукции».

«О чём можно говорить, если со дня на день будет введен «риск-ориентированный» подход к государственному строительному контролю! То есть, инспектор государственного строительного надзора будет посещать строительную площадку в зависимости от сложности объекта, а не в зависимости от видов выполняемых там работ», — возмущается один из экспертов.

Речь заходит о случаях из жизни, когда в монолитных домах в качестве заполнения используются некондиционные пеноблоки. «Утеплить дом можно пеноблоком, но как материал для возведения стен он непригоден, — настаивают эксперты. — Бывают пеноблоки – тот же пенопласт: «Беру дюбель, вбиваю его, вворачиваю шуруп и пальцами его вытаскиваю».

«Важно понимать: строительные дефекты возникают и накапливаются за всё время работ, а не возникают на конечном этапе перед вводом объекта в эксплуатацию. А уж превратятся они в аварию или нет — это зависит от случайного совпадения 11 или 12 одновременных факторов».

Следующий увлекательный сюжет – это качество бетона. Первый понижающий момент – это попадание бетона в бетономешалку, доставляющую его на стройку. «Каждый водила, для того, чтобы меньше тратить солярку, ведь, чтобы крутить миксер в пути, на машине установлен дизельный двигатель — второй. И каждый водитель, чтобы экономить солярку, добавляет в бетон воды — так второму двигателю легче вращать миксер… Сэкономленную солярку водители продают. То есть с завода вышел бетон марки Б-25, а пришел на стройку марки Б-23 — это еще хорошо считается, — рассказывают о маленьких хитростях современной стройки эксперты. — Сколько халтуры в процентном отношении заливают в монолит, сказать трудно, потому что полгода назад, когда вопрос с реновацией был окончательно решен, на строительном рынке Москвы появилось очень много новых строительных контор. Это в основном — субподрядчики, которые хватаются за все, предлагая низкие цены».

Следующая ступенька лестницы, ведущей вниз. Каждый новый этаж монолитного дома должен отстаиваться 28 дней — бетон набирает силу. «На практике… этажу дают отстояться дней 10. Строителей давят сроками, — рассказывает один из специалистов. — В скорости строительства заинтересованы все, в том числе и будущие жильцы возводимых в невероятно короткие сроки высоток».

Еще одна подробность. «Генподрядчик, которому деньги заказчик уже выделил, ищет субподрядчиков, потому что кусок он отрезал от бюджета и положил себе в карман. Другая компания соглашается построить за меньшие деньги. Она либо строит, либо производит те же манипуляции: кусок — в карман, и ищет еще субподрядчиков. Происходит круговорот денег по карманам».

«В период распада СССР понижение качества товаров, услуг и строящегося жилья заставило власти ввести госприемку. .. Она… заставила всех лиц, участвующих в строительстве, следовать соответствующим ГОСТам и СНиПам».

Эксперты приводят в качестве примера то, что происходит с требуемым коэффициентом уплотнения в отсутствие на отечественных стройках приборов, называемых пенетрометрами. «Могу сказать одно: я теперь ни разу на стройке не встречал этот пенетрометр», — говорит один из экспертов.

Наше время он называет «вакханалией безнаказанности», которая началась с введением закона «О техническом регулировании». «Этот закон заменил, а точнее — подменил обязательные требования, содержащиеся в советских СНиПах, некими «принципами», которые должны быть соблюдены лицами, участвующими в строительстве, — возмущаются специалисты. — Этот закон коснулся всего: и прежде всего — системы контроля и сертификации. Ведь в нынешнем виде любой сертификат не значит ровно ничего! Ну, в том смысле, что он не является гарантией качества. Он лишь говорит о том, что этот товар (услуга) произведен в соответствии с техническими условиями, а не ГОСТами, разработанными самим для себя производителем данного товара».

Затрагивается и проблемы современного высшего образования, деградирующего из десятилетия в десятилетие. «Бардак происходит еще на стадии института. Грамотных, знающих и ответственных строителей очень мало. Главное, чтобы подешевле стройка была. Задачи у них такие: сделать, сроки, и как можно дешевле».

«Как известно, переселенцев по программе реновации ждет как раз самое дешевое жилье. Какого оно будет качества, нетрудно представить уже сегодня», — сетует автор статьи.

«Для того, чтобы уйти от бесконтрольности и коррупции, необходимо принципиально менять всю систему регулирования в строительстве. Причём по всем направлениям: от персональной ответственности лиц, осуществляющих строительство за результат их работы, до внедрения обязательных для применения еврокодов. Кстати, на Западе не существует понятия лицензии или допуска в отношении юридических лиц. Там лицензию или допуск к работам получает… физическое лицо, оно, если что, и отвечает».

В заключение укажем, что «АВ» обращался к теме строительного качества не раз, начиная с 1990-х гг. Мы рассказывали о мокром утеплителе, практике использования под шумок в наружных работах интерьерных блоков с их соответствующим числом циклов замерзания-оттаивания – и, разумеется, Равшане с Джамшутом. Сведущие люди уже тогда панельное жилье с гарантированным заводским качеством предпочитали коту в мешке в лице монолитных и каркасно-монолитных домов.

А воз и ныне там…

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о