Транспорт

Проблемы Новой Москвы обсудили в рамках панельной дискуссии в ТАСС

31 января в здании ТАСС состоялась панельная дискуссия «Транспортный каркас Новой Москвы – возможности для работы и бизнеса», организованная Комплексом градостроительной политики и строительства г.Москвы, Московским центром урбанистики «Город» и ВЦИОМ.

С 2012 г. численность населения ТиНАО выросла с 230 до 350 тыс. чел. К 2017 г. построено 8 млн мжилья и 2 млн мнежилой недвижимости. Только в минувшем году сдано 2,7 млн м2. Прогнозируется, что к 2035 г. в округе будет проживать 1,7 млн чел., а количество рабочих мест вырастет до 1 млн.

Исполнительный директор Института экономики города Т.Полиди полагает, что в Московской агломерации имеются значительные ресурсы перераспределения рабочих мест между центром, где в настоящий момент производится 85% ВРП, и периферией с ее нынешними 15%. При этом она настаивает на смене плотностных характеристик московской субурбии, приведении ее к параметрам, характерным для «нормальных европейских городов». Спрашивается, что делать с тем, что понастроили в постсоветские десятилетия и продолжают строить?

Позитивная оценка происходящих в Новой Москве изменений мало-помалу растет: в 2015 г. количество положительных откликов, по данным ВЦИОМ, составляло 61%, спустя два года – уже 74%. Применительно к транспортной инфраструктуре соотношение позитивных и негативных отзывов оказывается 67 к 30%. Что касается рабочих мест, то они в Троицком и Новомосковском округах распределены неравномерно, однако и жители первого, образованные и молодые, стремятся найти работу в Москве.

А вот строящаяся недвижимость по Троицкому и Новомосковскому округам распределяется в обратном соотношении – 10 к 90%. Благодаря снижению ипотечных ставок в 2017 г. росла и востребованность строящегося в Новой Москве жилья. Хотя, как замечает директор Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ И.Ильина, программа реновации не может не поумерить спрос на жилье в ТиНАО.

В ходе дискуссии основное внимание было уделено двум темам – транспортной инфраструктуре и рабочим местам. Руководитель Департамента развития новых территорий г.Москвы А.Жидкин послойно представил положение дел в транспортной сфере: автодороги – железные дороги – общественный транспорт, включая трамвайную сеть –ТПУ. Он отдельно остановился на развитии поперечных коммуникационных связей.

Председатель Союза пассажиров К.Янков поднял тему недоиспользованных резервов железнодорожной сети. При том что Новую Москву в обозримом будущем будут обслуживать всего две линии метро – Сокольническая и Калининско-Солнцевская, и узловые станции «Парк культуры» и «Библиотека Ленина» на Сокольнической ветке имеют ограничения по пассажиропотоку (третья и четвертая линии – соответственно от улицы Новаторов до Коммунарки и Бирюлевская хорда – пока в проекте). В этой связи зам.председателя Совета по градостроительному развитию Москвы М.Гурари заметил, что метро – это внутригородской вид транспорта, который принципиально не может решать агломерационные задачи, в противном случае дисфункции неминуемы.

Директор АБТБ Т.Башкаев поднял тему использования Новой Москвы как экспериментального полигона для обкатки перспективных видов транспортного обслуживания, в частности, беспилотных автомобилей, доставляющих пользователей «от двери до двери». На это В.Жидкин заметил, что надо бы подробнее изучить данный вопрос.

Председатель правления Ассоциации инвесторов Москвы Л.Цветкова подняла тему прямой связи стоимости недвижимости от развитости транспортного каркаса. Наряду с бюджетным финансированием в каких-то случаях речь могла бы идти о концессионных соглашениях. В.Жидкин на это предложение отреагировал в том смысле, что в области транспортной инфраструктуры опыт ГЧП не слишком впечатляет: он смог припомнить единственный договор – правда, на 1 млрд руб. — с IKEA.

Вторая часть дискуссии открылась докладом первого зам. руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы А.Артемова, который инвентаризовал актуальные меры поддержки промышленности – от передачи производственникам участков без торгов и льготных условий на оснащение производства до участия бюджета в организации зарубежных выставок. Налоговые послабления находятся в диапазоне от 17 до 34% в зависимости от статуса компании (промпредприятие, технопарк или ОЭЗ).

Зам. директора института территориального планирования «Урбаника» М.Перов указал на недостаточную плотность функций, по сути, дисперсную структуру территории Новой Москвы. По его словам, технопарк в чистом поле неэффективен. На функциональное уплотнение должно работать наращивание поперечных связей – от БРТ до скоростного трамвая. На что В.Жидкин заметил, что оппоненты с другого фланга, наоборот, настаивают на имеющем место форсировании плотности.

Генеральный директор Института современной урбанистики О.Чудинова затронула тему расширения в современном мире сегмента работающих в удаленном доступе. Что не может не сказаться на структуре рабочих мест, транспортном обслуживании, наконец, образе жилой среды.

Главный редактор журнала «АВ» Д.Фесенко заметил, что, говоря о плотности, М.Перов, очевидно, имел в виду отсутствие на территории Новой Москвы якорной функции. Эта проблема, к сожалению, никуда не делась. Что касается поддержки реальной экономики, то, как известно, кровью ее является кредит. Рентабельность обычного производства – в среднем 8-9%, высокотехнологичного сегмента – порядка 3%. При кредитных ставках заметно выше 10%. По линии военно-промышленных заказов Минпромторг субсидирует кредитные ставки вплоть до 1-2%. Есть ли в Москве подобный опыт? На это А.Артемов ответил, что в столице задействован ряд подобных мер поддержки – в частности, инструменты субсидирования позволяют опустить кредитную ставку до 5%.

Также Д.Фесенко обозначил тему перемешивания функций в современной урбанистической практике, в частности, размещения отдельных видов высокотехнологичного производства в первых этажах жилых домов, упразднения санитарно-защитных зон при проектировании производств, ранее считавшихся неблагоприятными для здоровья, опасными и т.п. Это еще один ресурс обеспечения занятости местного населения.

В заключение необходимо остановиться на острокритической реплике М.Гурари, который, указав на многочисленные расселенческие дисбалансы и дисфункции на карте страны, справедливо связал их с гиперконцентрацией населения и капитала в обеих столицах, ущербностью центростремительной эволюции. Проблемы Москвы, и Новой Москвы, в частности, невозможно рассматривать в отрыве от всей страны.


Перспективная схема развития метрополитена в ТиНАО до 2035 г. Источник – mosgazeta.ru

comments powered by HyperComments
comments powered by HyperComments
20 Yard Dumpster Rental 95488
2018-02-14 21:21:18
When you travel, make the most of these biodegradable dog waste baggage, and get rid of them properly. https://20-yard-dumpster-ca.com/20-yard-dumpster-rental/95488/
Waste Management Bodega
2018-02-15 05:02:08
On this Christmas go for handmade paper presents and play your function in defending the atmosphere. https://waste-management-ca.com/waste-management/bodega/