Архитектура

По итогам XI Конгресса по деревянному домостроению, или о том, как «гаражный» бизнес уживается с CLT-технологиями

В последнее время «АВ» регулярно обращается к теме деревянного домостроения, которое динамично развивается: пересматривается устаревшая нормативная база, разрабатываются финансовые инструменты поддержки высокотехнологичного строительства из дерева, отрасль обратила на себя пристальное внимание со стороны властей в лице Минпромторга и Минстроя.

На минувшей неделе в здании Торгово-промышленной палаты прошел XI Конгресс по деревянному домостроению, позволивший зафиксировать существующее положение дел, оценить происшедшие за год подвижки и выявить то, что сдерживает отрасль в ее развитии.

Большим шагом вперед можно считать решение руководства «Сегежа-Групп» и его подразделения — Сокольского ДОК о строительстве производственной базы под выпуск CLT-панелей. О чем официально заявлено на Конгрессе вице-президентом «Сегежа-Групп» Д.Руденко. Да, это сопряжено с немалыми рисками, первоначальная себестоимость жилья из CLT-конструкций в случае предлагаемого к реконструкции района «Камушки» напротив ММДЦ «Москва-Сити» (о чем ниже) оказывается от 90 тыс. руб. за 1 м2 (без отделки) до 180 тыс. руб. (с отделкой, включая меблировку), потребительского спроса пока нет и быть не может – его нужно формировать, подталкивать извне. Впрочем, демпфирующий фактор имеется – в лице экспортной перспективы на время разгонки внутреннего рынка.

Другой позитивный сдвиг – появление сюиты проектов, решительно вводящих дерево в большое городское строительство. Сокольский ДОК совместно с Т. и О.Кузембаевыми выполнили пару проектов для двух площадок Первый – это проект-мечта, как его охарактеризовал Тотан, демонстрирующий, как район 5-этажной застройки близ ММДЦ «Москва-Сити» превращается в экспериментальный полигон WoodCity, где применена широкая палитра деревянных технологий – блочных, каркасно-панельных, в том числе CLT — с реконструкцией и новым строительством, с подрастанием средней этажности до 7-и этажей. Второй проект «Сокола» (это торговая марка Сокольского ДОК) и отца и сына Кузембаевых, напротив, не в пример более прагматичен: на площадке близ Солнечногорска, специально выделенной АИЖК, проектируется район 4-этажной застройки SokolTown из деревянных каркасно-панельных конструкций, но с открытыми как в экстерьер, так и в интерьер поверхностями из негорючих материалов. В зависимости от типа дома – всего их четыре: «Менделеев», «Ломоносов», «Ландау» и «Новоселов» — это могут быть фибробетон, керамогранит, алюминиевые панели или штукатурка.

Еще один кейс – проектное предложение по деревянному кварталу с применением CLT-технологии для центральной модели застройки в рамках конкурса АИЖК, где бюро «Поле-Дизайн» вошло в двадцатку финалистов. Его представил В.Кузьмин, подчеркнув, что в выборе переменной этажности района – от 4-х до 9-и – авторы ориентировались на разрабатываемую в настоящий момент нормативную базу, в соответствии с которой высотная отметка должна быть ограничена 25-ю метрами.

В.Логвинов поразил присутствующих заявлением, что уже объявлен тендер на строительство 5-этажной гостиницы в Химках из деревянных конструкций, причем открытых в экстерьер и в интерьер. Он поделился тремя хитростями, которые позволили успешно провести проект сквозь минное поле в лице экспертизы. Первая – общественная часть отделена от жилой и опирается на собственный бетонный стол, вторая – в жилой части лестничные клетки выполняются в несгораемых конструкциях, которые служат также ядрами жесткости, третья – при изготовлении бруса, которым должны быть обшиты стены снаружи и изнутри, применяется т.н. гидроимпульсный метод пропитки, который позволяет обеспечить огнезащиту на срок до 50 лет без периодического возобновления — нанесения состава на фасадные поверхности, так как он проникает глубоко внутрь древесины.

Кстати, последний сюжет входит в противоречие с предостережениями А.Погорельцева, который прямо заявляет, что сегодня по факту нет способов обеспечить огнестойкость фасадных конструкций. Отсюда все эти ухищрения – даже в Швейцарии дома из деревянных конструкций и снаружи, и внутри упрятаны в несгораемые оболочки. Однако из мировой практики известно, что в качестве огнезащиты конструкций, в том числе фасадных, предлагается использовать последние технологические разработки, в основе которых лежит инкапсуляция очага возгорания. Это инновационное решение получило название Rarog, или огненный сокол.

Негативных моментов хватает. Хотя А.Погорельцев, представляя разработки лаборатории ЦНИИСК им. Кучеренко по пересмотру нормативной базы, уверяет, что она должна быть утверждена уже в этом году – и якобы будет нам счастье с 25-ю метрами, читай — чуть ли не 9-этажными деревянными зданиями, звучат и урезонивающие голоса, в частности, специалистов НОПРИЗ, обращающих внимание на имеющие место противоречия внутри самих переписываемых нормативных документов.

В.Хмырова, Минпромторг вынужденно сообщает о задержке легитимизации субсидирования потребительских кредитов на приобретение деревянных домов, которое должно подстегнуть развитие отрасли. Заметим: перенос сроков – уже не в первый раз.

Ген. директор АДД О.Панитков, развивая давнюю тему «серых» строительных бригад, констатирует практическое отсутствие правовых инструментов воздействия на ситуацию, при том что доля «гаражного» бизнеса в деревянном домостроении, по оценкам экспертов, составляет до 70%. Надежда – на развитие института экспертизы проектов по примеру Финляндии, где без заключения местного эксперта невозможно сдать дом в эксплуатацию, подключиться к сетям и др. Наряду с засильем «серых» бригад есть и еще одна проблема, а именно – в тендерах все чаще побеждают команды с несертифицированными – более дешевыми – материалами.

Вряд ли во всех этих случаях следует искать чей-то злой умысел. Просто в сравнении с западной практикой у нас все происходит в иной рамке, определяемой законодательными, экономическими, финансовыми, имущественными, географическими, социокультурными, технологическими и прочими условиями. Именно поэтому в России «серый» бизнес, а точнее – промысел, по факту неиcкореним, а приживание высокопередельных областей производства типа CLT сопряжено со сверхусилиями и значительными рисками.

Жилой район WoodCity близ ММДЦ «Москва-Сити» — реконструкция и новое строительство. Проект Сокольского ДОК – АБ Т.Кузембаева. Архит. Т. и О.Кузембаевы. 


Птичка.


Перспектива вдоль улицы.


Район WoodСity в структуре города. 


Пространство двора. 


Фасад.

Жилой район SokolTown в Солнечногорске Московской области. Проект Сокольского ДОК – АБ Т.Кузембаева. Архит. Т. и О.Кузембаевы. Птичка. Общий вид домов с облицовкой под дерево, под кирпич, оштукатуренных.


Птичка.


Общий вид домов с облицовкой под дерево.


Общий вид отштукатуренных домов. 


Общий вид домов с облицовкой под кирпич.

Проект гостиницы «Шале» в Химках. Проектировщик — ТМА В.Логвинова.


Общий вид.


Фасад.


План 1-го этажа.


План 2-го этажа.

С XI конгресса деревянного домостроения. 


Президент Ассоциации деревянного домостроения Олег Панитков.


Вице-президент «Сегежа-Груп» Дмитрий Руденко и руководитель ТМА Т.Кузембаева Тотан Кузембаев.


Первый вице-президент САР Виктор Логвинов среди участников Конгресса.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о