Градостроительство

Свободное пространство

Свободное пространство (Freespace) — тема ближайшей 16-й Архитектурной биеннале, заявленная Ивонной Фаррелл и Шелли Макнамара, может быть трактована еще шире, разнообразнее и неожиданнее, чем темы последних по времени венецианских выставок. Здесь больше философии, если философия не рождается особенностью перевода — от почти тактильного необходимого свободного пространства между коленями и спинкой переднего кресла, до пространства для жизни или возможности передвижения. Пространства как объекта архитектурного творчества и его основного инструмента. Пространства, которое может быть связано как со свободой, так и с границами. Пространства, утрата которого может произойти из-за его чрезмерного насыщения.

Венеция — идеальный город для рассуждения о пространстве. Город, насыщенный историей, искусством и острыми пространственными впечатлениями, рождаемыми контрастами — камерного и величественного, замкнутого и открытого. В связи с этим не могу не обратиться к теме нового в историческом городе. Венеция — площадка разнообразных выставок и музеев, связанных с современными искусством и архитектурой, по прошествии события почти ничего не оставляет себе.

В один из первых приездов на набережной у Дворца Дожей нас встретила скульптурная композиция Михаила Шемякина. В материале не было ничего временного, но в следующий раз скульптуры уже не было. Как приснилась. Действительно, в 1998 г. Шемякин подарил Венеции памятник Джакомо Казанове. Запоминающееся и очень шемякинское произведение простояло несколько месяцев — и было демонтировано. Пространство оказалось всего дороже.

Венецианский музей современного искусства Punta della Dogana был вынужден демонтировать скульптуру Чарльза Рея — белого Мальчика с лягушкой, ростом 240 см, который был установлен около исторического здания морской таможни, превращенного в музей. На старое место вернули фонарь, бывший на реставрации, или его копию. Открытая площадка находится в ведении города, который дает разрешение на размещение на ней скульптуры сроком на четыре года. Чарльз Рэй отнесся к решению администрации философски: «Ее уберут на какое-то время, это будет выглядеть так, будто он (мальчик) пошел на прогулку… Я всегда рассматривал эту скульптуру не как временную. Я надеялся, что мальчик со временем станет гражданином Венеции» (New York Times).
Вместе с тем скульптура Рея, сделанная по заказу коллекционера Франсуа Пино для этого места, многим полюбилась. На XV Архитектурной биеннале она попала на крупномасштабный макет центральной части Венеции в экспозиции в Арсенале.

К 52-й Венецианской Биеннале современного искусства Георгий Франгулян установил ладью с фигурами Вергилия и Данте напротив острова Сан-Микеле. Скульптуру, качающуюся на волнах и как будто движущуюся к кладбищу в свободном пространстве между небом и водой, попросили оставить — случай для венецианцев исключительный.

Последняя Биеннале современного искусства отметилась на Гранд канале белыми руками («Support», итальянский художник Лоренцо Куинн), поддерживающими палаццо, в котором расположена гостиница Ca’ Sagredo. Как долго будет выступать из воды эта эффектная по форме с легко трактуемым смыслом композиция?

Свободное пространство (Freespace) — невероятно близкая и актуальная для российских городов тема. Но для основной экспозиции комиссаром Русского павильона на Венецианской биеннале, ректором Петербургской Академии художеств С.Михайловским была названа тема железных дорог и вокзалов. Выставка предполагает полную свободу выбора. Железная дорога — самый стабильный способ преодоления пространства, а здания и зоны вокзалов соединяют в себе бесчисленные градостроительные и социальные проблемы. Каким будет российское высказывание в контексте всей выставки — один из основных для нас вопросов.

Автор: Ирина Крымова


Михаил Шемякин. Памятник Джакомо Казанове. Венеция. 1998 г.


XV Архитектурная биеннале. Экспозиция Венеции в Арсенале. Макет. 2016 г.


XV Архитектурная биеннале. Экспозиция Венеции в Арсенале. Макет. Бывшее здание Морской таможни — Музей современного искусства Punta della Dogana. 2016 г.


Чарльз Рэй. Мальчик с лягушкой. Площадка перед бывшим зданием Морской таможни, перед Музеем современного искусства Punta della Dogana. 2014 г.

Площадка перед бывшим зданием Морской таможни, перед Музеем современного искусства Punta della Dogana. 2016 г.

Худ. Лоренцо Куинн. «Support», палаццо — гостиница Ca’ Sagredo на Гранд канале. 2017 г. Фото начала 2018 г.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о