Архитектура

На концепции креативного класса поставлен жирный крест. Когда дойдет очередь до пространственных приложений?

В прошлом году вышла книга Р.Флориды «Новый урбанистический кризис», в которой он свергает с пьедестала самого себя, безжалостно расправляясь с собственными же идеями о роли креативного класса в росте благосостояния городов. Его новые и старые воззрения подробно разбирает Е.Ижицкая в статье «Взлеты и падения Ричарда Флориды».

В начале 2000-х гг. американский исследователь полагал, что рост благосостояния городов связан с увеличением креативного класса. Чтобы реанимировать умирающие промышленные города, представлялось необходимым вдохнуть в них новую жизнь, превратив их в места, где бы хотела оставаться молодежь — с барами, арт-галереями, сменяющими друг друга различными ивентами. Флорида выдвинут слоган «трех Т»: технологии — таланты — толерантность.

В книге, вышедшей спустя полтора десятилетия, он вынужден признать, что бенефициарами политики, направленной на рост креативной экономики, стал сам креативный класс — и только. То есть те, кто уже и так был богат. Креативный класс продуцирует тотальный рост неравенства — от динамики цен на недвижимость до повышения стоимости жизни. Вывод промышленности и попытка ее замены сервисной экономикой привели к лавинообразному нарастанию проблем.

Флорида вынужден фиксировать увеличение экономического разрыва между городами и экономического разрыва внутри городов. Задается вопросом, что перспективнее — помогать пребывающим в кризисе территориям или помогать населению покинуть эти территории? Ответ: и то, и другое.

Несмотря на интеллектуальное фиаско, Флорида ничтоже сумнящеся вновь выдает рецепт за рецептом. Строительство доступного жилья. Строительство новых дорог — как внутригородских, так и межрегиональных. Речь идет в том числе и о высокоскоростных ж/д магистралях. Повышение уровня оплаты труда, что способствовало бы увеличению среднего класса, который динамично съеживается и там — в цитадели капитализма. Благими намерениями…

Возвращаясь к 2000-м: пространственной проекцией концепции креативного класса стало преобразование исторических центров городов — от возникновения новых фокусов социокультурной жизни на бывших промышленных и портовых территориях до благоустройства общественных пространств. Бильбао, города Рура, Манчестер… У нас этот подвиг тщилась повторить Пермь — не вышло, хотя натырили порядком, после чего смотались зарубеж — кто в Швейцарию, кто в Черногорию. Далее была Москва с Крымской набережной и многочисленными парками, теперь психопандемия обрела федеральный масштаб и многомиллиардные вливания.

Е.Ижицкая принадлежит к научной школе Неокономики, возглавляемой известным экономистом О.Григорьевым. Они ставят сверхзадачей поиск драйверов экономического роста в условиях мирового кризиса существующей модели капитализма. С их слов, фундаментальной ошибкой Флориды являлось отсутствие описания экономической модели функционирования креативного класса, то есть — как и на чем он зарабатывает в качестве элемента экономической системы.

Как пишет Е.Ижицкая, креативный класс может существовать в рамках инвестиционного взаимодействия между богатыми странами, или рынками, типа Америки или Европы, и сравнительно бедными — развивающимися — странами. Этот самый креативный класс обеспечивает коммуникацию и сбыт товаров из бедных стран на их собственном богатом рынке, «выступая качестве некой прослойки между рынками, потоками товаров, денег и рабочей силы». При этом новых источников роста не создается. «Ресторанный бизнес, культура и искусство, строительство жилья, туризм сами по себе не являются теми направлениями и отраслями, которые способны генерировать новые возможности для повышения производительности труда, — а это и является необходимым источником экономического роста», — указывает автор.

Заметим, что насчет строительства, которое связано еще как минимум с тремя десятками отраслей — от производства металлоконструкций до изготовления мебели, она ошибается. Именно строительство — прежде всего объектов инфраструктуры и жилья — на многих исторических этапах выступало в качестве локомотива стагнирующей экономики.

И все же главный вывод имеет архитектурное измерение. Мы уже неоднократно писали о том, что нынешняя общегосударственная истерия вокруг общественных пространств имеет ряд мотиваций — от привычного обезьянничанья и рабского слизывания с Запада чего ни попадя до консервации реакционной псевдолиберальной социально-экономической модели. При том что остаются нерешенными структурные проблемы современного города, связанные с его фронтальной модернизацией — транспорт, инженерные сети, социальное жилье; в конце прошлого — начале этого века через этот этап прошли сначала города Запада, а затем и Востока. Так вот, появление книги Флориды — это еще один железобетонный аргумент в пику творящемуся идиотизму, санкционированному сверху.

Однако похоже, что это система с положительно обратной связью — и завалится она тогда, когда завалится все…


Ричард Флорида «Новый урбанистический кризис: Как наши города увеличивают неравенство, усугубляют сегрегацию и уничтожают средний класс — и что мы можем с этим сделать»

comments powered by HyperComments
comments powered by HyperComments