Репортаж

Фестиваль «Архитектурное наследие» — расширяя палитру

В Манеже прошел первый Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие», организованный САР при поддержке Минкультуры России, Департамента культуры и Департамента культурного наследия Москвы. Помимо представительной выставки, ударную часть которой составляли экспозиции регионов, была предусмотрена насыщенная деловая и культурная программа.

Смысловой центр выставки — смотр-конкурс «Лучший проект сохранения и развития», состоящий из двух разделов — проектов и реализаций. Странным образом было совсем мало градостроительных работ — можно пересчитать по пальцам даже с учетом экспозиции регионов: это проекты регенерации исторической застройки в центральной части Енисейска и Гусь-Хрустального, программа «Исторические кварталы» в Иркутске, проект определения границ исторического поселения в Арзамасе, проект зон охраны подгорной и нагорной частей Тобольска. Вот вроде и все — прошу прощения, если кого забыл. Это не считая ландшафтных проектов, которых тоже было негусто — упомянем реконструкцию парка Горького в Москве, проекты благоустройства набережной в Волгограде и реставрации куртины «Парнас» в Александровском парке в Пушкине. При том что, например, только НИиПИ градостроительства Московской области за последние годы выполнены десятки проектов определения границ исторического поселения Можайска и Сергиева Посада, Ногинска и Серпухова, Рузы и Клина, наработан солидный опыт в этой новой профессиональной сфере.

Надо сказать, и в конкурсе студенческих проектов доминировали объемные работы — опять же ни одного проекта определения границ исторического поселения, хотя, к примеру, в МГСУ под руководством Э.Шевченко за последний год выполнены несколько десятков проектов на эту тему по самым разным российским городам — как крупным, так и малым.

Обращали на себя внимание проекты реконструкции и приспособления промышленных зданий, среди которых выделялись пивоваренные и водочные заводы и винные склады в Рязани, Омске, Барнауле, как правило, представляющие собой колоритные образчики краснокирпичной архитектуры конца XIX — начала ХХ вв. Из того же ряда — проект реконструкции и приспособления водонапорной башни в г.Печоры под бизнес-инкубатор (проектировщик — «Псковгражданпроект»), где краснокирпичная рационалистическая архитектура дополнена и оттенена современными стеклянными объемами.

Смотр-конкурс выявил двух очевидных лидеров, представивших сразу несколько работ, которые выделялись на общем фоне как своим масштабом, так и качеством исполнения. Это «Студия-44» Н.Явейна, выставившая сразу пять проектов, из них — один реализованный, и ЦНРПМ, завоевавшая Гран-При со своим проектом воссоздания исторического облика Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря в Истре, реализация которого растянулась на десятилетие — всего отреставрировано и восстановлено без малого три десятка сооружений. Другой проект, выполненный «Вологдареставрацией» под руководством нынешнего главного архитектора ЦНРПМ С.Куликова — реставрация и приспособление усадьбы Брянчаниновых в селе Покровское, помимо главного дома это комплекс хозяйственных построек и парковая территория — удостоился первой премии.

Все пять работ «Студии-44» также не остались без наград. Золотой диплом завоевал проект реставрации Александровского дворца — Музей императорской семьи. А вот проект реконструкции и развития Апраксина двора в Санкт-Петербурге, который, по сути, задает новые ориентиры — как функционально-планировочные, так и инвестиционно-коммерческие — в практике регенерации исторической среды центра города, остался вторым. Так же как и проект реставрации ТЭЦ в Пскове — пример грамотного обращения с памятниками конструктивистской эпохи. Вполне предсказуемо.

К чести организаторов Фестиваля — при неожиданно урезанном в ходе его подготовки бюджете удалось сделать еще ряд значимых экспозиций. Среди них — «SOS. Спасаем вместе» — выставка-набат, выводящая под свет юпитеров исторические здания, не только памятники — от усадеб до комплекса ТАСС, находящиеся в зоне риска — физического уничтожения или искажения исторического облика, и «Europa Nostra Awards» — выставка лауреатов и номинантов известной европейской премии в области охраны культурного наследия, собравшая лучшие проекты консервации и приспособления из Франции и Испании, Румынии и Кипра, Дании и России.

По мысли президента САР и СМА Н.Шумакова, расширение палитры профессиональных мероприятий — фестивалей, смотров, конкурсов и т.п. — должно породить синергетический эффект: способствовать консолидации цеха, повысить профессиональное качество работ, привлечь внимание общественности и власти к проблемам архитектуры, градостроительства, охраны культурного наследия.

____________________


Воссоздание исторического облика Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря в Истре. Проектировщик — ЦНРПМ. Гран-При Фестиваля.


Реставрация и приспособление усадьбы Брянчаниновых в селе Покровское Вологодской области. Проектировщик — «Вологдареставрация». 1 место в разделе «Реализации».


Регенерация усадьбы Глебовых. Проектировщик — Meralstudio (рук. Е.Полянцев). 1 место в разделе «Реализации».


Проект реставрации Александровского дворца — Музей императорской семьи. Проектировщик — «Студия-44» (рук. Н.Явейн). 1 место в разделе «Проекты».


Проект реконструкции и развития Апраксина двора в Санкт-Петербурге. Проектировщик — «Студия-44» (рук. НЯвейн). 2 место в разделе «Проекты».

Отправить ответ

avatar
  Subscribe  
Notify of