Событие

Михаилу Посохину — 70. С выставки в Новом Манеже

5 июля в Новом Манеже в Георгиевском переулке открылась юбилейная выставка народного архитектора России, академика, президента НОПРИЗ Михаила Михайловича Посохина. Ее отличительной особенностью является полнота и обстоятельность. Охвачен практически весь период творческой деятельности архитектора, представлены как архитектурные работы, так и живопись, а также многочисленные государственные и профессиональные награды. Собственно они и формируют три основных раздела экспозиции.

Что не отражено, так это административная, или топ-менеджерская сторона деятельности М.Посохина, который на протяжении нескольких десятилетий возглавлял и возглавляет сегодня один из ведущих проектных институтов «Моспроект-2» им. М.В.Посохина, руководил работой Совета по историческому центру столицы, является президентом Национального Объединения изыскателей и проектировщиков и вице-президентом Академии художеств России.

В портфолио М.Посохина представлен практически весь спектр актуальных направлений профессиональной деятельности — это и крупные градостроительные работы, и знаковые объекты в самых различных типологических разделах, и ландшафтные проекты, и реставрационные работы, и проекты реконструкции исторической застройки.

В концепции реконструкции Арбатского бульвара (середина 1990-х гг.) транспортные потоки убираются под землю, наверху разбивается бульвар, порушенные поперечные связи восстанавливаются. В проекте приспособления Воспитательного дома под Парламентский центр РФ (вторая половина 1990-х гг.) предусмотрено размещение обеих палат — Совета Федерации и Государственной Думы РФ — в едином комплексе, памятнике архитектуры, который получает новую жизнь, не в пример более достойную, нежели уготованная ныне отельно-апартаментная перспектива. Камергерский переулок в конце 1990-х гг. вслед за Старым Арбатом и Столешниковым становится популярным общественным пространством в самом сердце столицы. Воссозданный в конце 1990-х гг. храм Христа Спасителя оказывается шагом к восстановлению традиционной структуры города с улицами и переулками, замыкающимися вертикальными доминантами соборов, церквей и колоколен, немилосердно прореженными в советское время. В симфонии высоток ММДЦ «Москва-Сити» золотистая башня, датированная второй половиной 2000-х гг., выделяется не только цветом, но и порывом вперед и вверх, ассоциативно отсылая к знаменитому советскому павильону на парижской выставке 1937 г. В проекте приспособления мельниковского гаража под Музей транспорта на Новорязанской улице (вторая половина 2010-х гг.) бережно восстанавливаются утраченные детали памятника архитектуры, включая башню котельной — местную доминанту, и — одновременно — встраивается развитая музейная функция, потребовавшая в том числе освоения подземного пространства. В различных точках городского плана появляются как значимые акценты, так и качественные средовые объекты — это деловой центр «Мосэнерго» на Раушской набережной (конец 1990-х гг.) и офисное здание на улице Жуковского (начало 2000-х гг.), комплекс Московской городской думы в Рахмановском переулке (начало 2000-х гг.) и офисное здание на Б.Декабрьской улице (середина 2010-х гг.), Центр детской онкологии и гематологии на Ленинском проспекте (начало 2010-х гг.) и воссозданный храм Преображения Господня на Преображенской площади (середина 2010-х гг.).

За более чем 40-летний период творчества архитектор пережил длинную вереницу стилистических смен — позднесоветский модернизм, постмодернизм, историзм, неоклассику, неомодернизм… Он не привязывался ни к одному из них без остатка, обосновывая в своих статьях и выступлениях право архитектора и заказчика на архитектуру выбора и отрицая привычный для нас догматизм.

На самом деле, у М.Посохина, очевидно, есть привязанность и — одновременно — долговое обязательство. Имеется в виду институт «Моспроект-2», в котором он проработал всю жизнь, начав с позиции архитектора. За последние десятилетия «Моспроект-2» переживал периоды мощного взлета в 1960-1970-е и в 2000-е гг., пикировал вместе со страной в 1990-е и в 2010-е гг., неизменно оставаясь одним из важнейших акторов архитектурно-градостроительного процесса и служа профессиональным ориентиром не только для столичных проектировщиков.

Именно об этом говорил в своей юбилейной речи на вернисаже М.Посохин — о роли крупных проектных структур-интеграторов в городском проектировании и строительстве, трудностях их ситуативной перенастройки на каждом новом историческом этапе, необходимости комплексного осмысления стоящих перед городом задач.

В поздравительных же адресах коллеги вспоминали перипетии профессиональной жизни столицы советского и постсоветского времени, вызовы, на которые приходилось искать и находить ответы, профессиональные достижения и утраты. Не единожды в этом полилоге исторических эпох возникала фигура отца юбиляра — главного архитектора Москвы и автора целого ряда выдающихся произведений советского зодчества Михаила Васильевича Посохина.

«АВ» поздравляет Михаила Михайловича с 70-летием, благодарит его за многолетнюю поддержку нашего издания и искренне желает творческого долголетия!

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о